Экономическая оценка природных условий и ресурсов
Страница 4

Для экономической оценки лесных ресурсов Западной Сибири важное значение имеет ее близость по сравнению с Восточной Сибирью и Дальним Востоком к лесодефицитным районам страны. Вместе с тем высокая заболоченность западносибирской тайги и горный характер лесов кемеровской области и Алтайского края затрудняют дорожное строительство и вовлечение лесов в эксплуатацию на базе сухопутного транспорта леса. Ориентация на водный транспорт ведет к тому, что вырубается в основном хвойная древесина, а значительная часть лиственных пород остается на корню вследствие сложности организации сплава.

Все это позволяет оценить условия для развития лесозаготовительной продукции промышленности в Западной Сибири как менее благопрятные, чем в южных и центральных районах Красноярского края и Иркутской области. Но по мере истощения лесных массивов в других районах страны целесообразность более широкого использования западно-сибирских лесов будет возрастать. При этом в первую очередь будут использоваться лесные массивы, лежащие в зоне тяготения к новым железным дорогам, строящихся в Западной Сибири, к нефтяным и газовым месторождениям.

По обеспеченности вводными ресурсами Западная Сибирь уступает лишь Восточной Сибири и Дальнему Востоку. На территории района насчитывается более 2,1 тыс. рек, общая длина которых превышает 250 тыс. км, а общая площадь водной поверхности – 5 млн га. На долю района приходится около 15% годового стока рек России. Кроме того, в Западной Сибири имеется более 1 млн озер обшей площадью 10 млн га.

Оценка водных ресурсов складывается из условий судоходства, ресурсов гидроэнергии, равномерности их размещения по территории района (последнее влияет на организацию производственного и питьевого водоснабжения, а следовательно, и на размещение промышленности и сельского хозяйства) и рыболовства.

Обь, Иртыш и их 61 приток используются для судоходства. Общая протяженность судоходных участков рек – 42 тыс. км. Продолжительность навигации на Оби и Иртыше колеблется от 140 дней в низовьях Оби до 190-200 дней на юге района. Столь существенная разница в продолжительности навигации затрудняет организацию массовых речных перевозок по Иртышу и особенно по Оби. Это положение усугубляется еще и их меридиональной направленностью, тогда как основные экономические связи в Западной Сибири имеют широтное направление. В результате объем перевозок в Обь-Иртышском бассейне до последних лет был небольшим, а их стоимость относительно высокой.

Для речной сети Западной Сибири характерна ее глубокая разветвленность – в таежных районах на 1000 км2 территории приходится 350-400 км рек. Большинство этих рек в летний период мелеют и становятся непригодными даже для небольших судов, но весной во время половодью в них могут заходить мелкосидящие суда и завозить в глубинные районы необходимые грузы.

Несмотря на значительную водоносность западно-сибирских рек, их гидроэнергетическое значение невелико. Общие потенциальные ресурсы крупных и средних рек района составляют 250 млрд кВт*ч (7,5% общероссийских). Доля же Западной Сибири в общероссийских запасов эффективных гидроресурсов еще меньше. По существу практический интерес представляют гидроресурсы горных рек района Бии, Томи и особенно Катуни, где возможно строительство ГЭС мощностью до 1 млн кВт при небольшой площади затопления.

Равнинный характер рельефа подавляющей части Западной Сибири не только снижает возможную единичную мощность ГЭС, но и ведет к созданию огромных по площади водохранилищ. Водохранилища затопляют ценные сельскохозяйственные угодья, способствуют усилению заболачиваемости окружающих территорий, уменьшают площади пойменных заливных лугов, лишая животноводство дешевых естественных кормов, оказывают отрицательное влияние на микроклимат.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме: