Приволжские калмыки
Страница 2

Центром русско-калмыцких отношений с середины XVII в. стала Астрахань - важный стратегический, административный и торговый пункт на юго-востоке России. Именно астраханские воеводы осуществляли контакты с представителями калмыцкой знати, в Астрахани приносили присягу, из Астрахани направлялись посольства и войска в калмыцкие; улусы.

При Аюке (1669-1724) калмыцкое политическое объединение достигло своего расцвета и могущества. Несмотря на периодические шерти России (1673, 1677, 1681, 1684 и др. гг.), Аюка, нарушая договорённости, неоднократно совершал набеги на российские города. Однако, по мере усиления Российского государства при Петре I, зависимость Калмыцкого ханства от России всё возрастала.

Против крутого нравом Аюки неоднократно восставали недовольные подданные, даже его дети и внуки. Возникали также отдельные и не подчинённые хану группы калмыков, которые, как правило, принимались в казачье сословие. Так, например, в 1690 г. три калмыцких нойона cо своими улусными людьми откочевали на Дон, где были приняты в состав донского казачества. Их стали называть бузавы.

Калмыки активно участвовали в войнах, которые вела Российская империя против Турции, Крымского ханства, Персии и др. Так, в частности, 7-тысячный калмыцкий корпус принимал участие в Персидском походе Петра I в 1722-1723 гг.

После смерти Аюки власть перешла к его сыну Церен-Дондуку (1724-1735). Российское правительство вначале признала Цереи-Дондука в качестве наместника ханства, и лишь в 1731 г. утвердило его в ханском! статусе. Против хана периодически восставали его племянники - внуки Аюки, и в конце концов он был разгромлен одним из них - Дондуком- Омбо. Потерявшего власть Церен-Дондука препроводили в Петербург, а наместником, а затем и ханом стал победивший Дондук-Омбо (1735-1741). В последние годы его правления ханство сотрясали новые усобицы между калмыцкими тайшами. После смерти Дондук-Омбо наместником ханства (с 1758 г. - ханом) стал его двоюродный брат Дондук-Даши (1741-1761), а затем его сын Убаши (1761 -1771).

В 1771 г. большая часть калмыков под руководством наместника Убаши откочевала на историческую родину - в Западную Монголию, или Джунгарию, к тому времени уже завоёванную Китаем. Причины «торгоутского побега» заключались в недовольстве степной аристократии и буддийского духовенства усилившимся вмешательством российской администрация во внутренние дела ханства, захватом калмыцких земель русскими и украинскими переселенцами, настойчивой христианизаторской политикой Русской православной церкви в калмыцких степях. С Убаши ушло, по некоторым оценкам, около 48 тыс. кибиток, т.е. 212 тыс. чел., осталось около 24 тыс. кибиток (106 тыс. чел.). Ушедшие калмыки были поселены в китайской провинции Синьцзян (Восточный Туркестан и Джунгария).

Калмыцкое ханство было ликвидировано, органом управления оставшимися калмыками стада Калмыцкая комиссия, или экспедиция во главе с Главным приставом калмыцкого народа (находилась в Астрахани, при Астраханской губернской канцелярии). Территория ханства была включена в состав Астраханской губернии. Всем калмыцким улусам (кроме Дербетовского) было предписано кочевать на правом берегу Волги. В улусы назначались приставы, надзиравшие за степной аристократией (нойонами и зайсангами) и рядовым населением. В 1786 г. был ликвидирован калмыцкий суд Зарго. Калмыцкие степи были поделены на 9 улусов: 4 - казённых и 5 владельческих, которыми владели нойоны Тюмени, Гахаевы, Тундутовы, Ханчуковы и Дугаровы. С конца XVIII в. верховного ламу Калмыкии стали утверждать не в Тибете, а в столице империи - Петербурге. В 1805 г. калмыки были переданы в ведение Министерства иностранных дел, в 1825 г. - Министерства внутренних дел и его Астраханской комиссии. В этом же году были изданы «Правила для управления калмыцким народом». В 1847 г. вышло новое «Положение об управлении калмыцким народом», а сами калмыки перешли в ведомство Министерства государственных имуществ, точнее Астраханской губернской палаты Государственных имуществ, управляющий которой одновременно являлся Главным попечителем калмыцкого народа. В XIX же веке постепенно лишались былых привилегий и уравнивались в правах с простолюдинами низшие слои калмыцкой аристократии.

Калмыки продолжали принимать активное участие в войнах, которые вела империя. Так, в грозный 1812 год, когда в Россию вторглась «Великая армия» французского императора Наполеона Бонапарта, в составе российской армии действовало три калмыцких кавалерийских полка, два из которых были сформированы из калмыков - уроженцев Астраханской губернии (третий полк был укомплектован ставропольскими крещёными калмыками-казаками). Одним из этих полков командовал дербетский нойон Джамба Тундутов, другим - хошеутский нойон Серебджаб Тюмень. После изгнания Наполеона из России калмыки участвовали в заграничном походе русской армии в 1813-1814 гг. Возвратившись на родину, Серебджаб Тюмень приказал выстроить в честь победы каменный буддийский хурул в своём родовом имении Тюменевке (ныне - с. Речное в Харабалинском районе). Хурул был возведён в 1814 - конце 1810-х гг. и получил название Хошеутовский. В советские времена этот первый в Европе каменный буддийский храм был закрыт. Сегодня хурул не функционирует и находится в состоянии разрушения.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме: