Развитие торговли и транспорта в Томске
Страница 1

Торговля продолжала играть важнейшую роль в жизни Томска и в пореформенный период. А в условиях, когда к концу XIX века Сибирь была полностью вовлечена в общероссийский рынок, роль Томска как торгового центра обширной территории продолжала расти год от года. Показательно, что в 1912 году тридцать из 52 губернских городов России уступали Томску по размеру торговых оборотов и количеству торговых заведений Что касается Сибири, то здесь Томск уверенно лидировал по объему торговых оборотов (почти 40 млн. руб. в 1912 году), хотя и уступал Омску и Иркутску по количеству торговых заведений. На каждую тысячу томского населения приходилось около десятка магазинов и лавок (не считая многочисленных ларьков). Больше имелось только в Тюмени, а в других развитых городах края их было примерно столько же или меньше[55].

В ряду старой застройки Томска бывшие магазины и лавки глаз выхватывает сразу – большие, зеркальные окна, металлические ставни. Кое-где до наших дней сохранились старые вывески, названия торговых фирм, нанесенные на кирпичные стены несмываемой краской. Некоторые здания, выстроенные специально для торговли, используются по назначению и по сию пору. Например, так называемый «верхний гастроном» на Ново-Соборной площади, в здании которого в августе 1895 года открылся магазин купца первой гильдии И.Г. Гадалова. Торговля в нем, как и во множестве других томских магазинов, имела почти универсальный характер – продавались мануфактура (то есть одежда и ткани), обувь, церковная утварь железные изделия. Имелись также бакалейно-колониальный, табачный, винный отделы, предлагался сахар оптом и в розницу.

Внешняя и внутренняя отделка гадаловского магазина была выполнена с большим вкусом и изяществом. А во внутреннем дворике хозяин устроил первый в городе частный водопровод. С помощью паровой машины вода накачивалась из тут же вырытого колодца в резервуар, расположенный в двухэтажной башне и оттуда по трубам подавалась в магазин, в квартиру хозяина, а через специальный рукав – и для городских пожарных[56].

Магазин Гадалова, можно сказать, был типичным для Томска по ассортименту. Но открывались и специализированные магазины, часто при промышленных заведениях. Существовало, например, в Томске «Венское колбасное и гастрономическое заведение А. Фильберт и К°» и обеспечивало томичей, надо сказать, очень качественными продуктами. Недаром в 1892 году на промышленной и сельскохозяйственной выставке в Красноярске «гастрономические изделия» Александра Фильберта были удостоены золотой медали. В его витринах посетители выставки буквально любовались «фаршированной свиной головкой, сочными сольтисонами, румяными окороками, толстыми и тонкими колбасами с названиями в честь всех стран и народов, овощными консервами .»[57]. Надо думать, все это было приготовлено не одной выставки ради, а предлагалось и томским покупателям.

Разумеется, ни торговля, ни производство в Томске не могли существовать и расширяться без развития транспорта, связи, банковского дела. Стародавний гужевой способ доставки товаров и перевозки людей получил наибольшее развитие в Томске и во всей Сибири как раз в первые пореформенные десятилетия. По сведениям А.В. Адрианова, через Томск провозилось и из Томска отправлялось тогда в среднем от двух до трех миллионов пудов клади ежегодно[58]. Городское общество получало от этого немалые выгоды: установленный еще в 1820 году повозный сбор (30 копеек с воза) существенно пополнял городскую казну. Перевозки товаров обеспечивали более или менее постоянной работой немалую по тем временам часть городского и пригородного населения. Говорили, например, что только один Евграф Кухтерин нанимал не меньше трех тысяч ямщиков. И конечно же, наибольшие выгоды от гужевой доставки товаров получали купцы-предприниматели. Именно это занятие обогатило Кухтериных, а вместе с ними и Пушникова, и Малых, и Ельдештейна, и Чевелева, которые со временем заняли видное положение в томском обществе[59].

Зарождение и расширение пароходства, а первый пароход пришел в Томск из Тюмени еще в 1846 году, не уменьшил, а напротив усилил интерес томичей к гужевым перевозкам. Сложилась своеобразная система доставки грузов и пассажиров. Из Европейской России изделия фабричного производства, так нужные Сибири, доставлялись в Тюмень (сначала гужом, а с 1887-го по Екатеринбург-Тюменской железной дороге). Там они перегружались на речные баржи и доставлялись пароходами по Иртышско-Обскому водному пути в Томск. Здесь товары скапливались на многочисленных и обширных складах, в амбарах, кладовых местных купцов, дожидаясь зимнего санного пути, а потом грузились возки и санные поезда и отправлялись с товарами дальше на восток. С востока, из Иркутска и Кяхты, также на лошадях в течение зимы привозили в Томск китайские товары, большей частью – чай, чтобы с началом летней навигации отправить его в западном направлении за Урал[60].

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Люди Дмитрова
Каждый город в той или иной мере знаменит не только своими памятниками истории и культуры, но и людьми, населяющими его. Уважаемые посетители, представляем Вам раздел, где мы будем помещать информаци ...

Вслед за Раскольниковым
Давайте же пройдемся по тем же улицам вслед за Достоевским. Но не для того, чтобы отсчитать 730 шагов от дома Раскольникова до дома Алены Ивановны или 13 ступенек, ведущих в каморку бывшего студента. ...

Экономика США. Главные районы концентрации обрабатывающей промышленности США
Структура экономики США отличается ярко выраженной постиндустриальностью. Большая часть американского ВВП (79, 4 % — 2004 г. ) создается в отраслях сферы услуг, куда относятся, прежде всего, образова ...