Развитие торговли и транспорта в Томске
Страница 2

Перегрузка, перекладка, хранение товаров очень оживляли экономическую жизнь Томска. Недаром один из очевидцев отмечал: «В жизни обеих частей Сибири Томск играет громадную роль в торгово-промышленном отношении . С первого зимнего пути, начинающего прочно устанавливаться в декабре месяце, и, кончая февралем, – город представляет сплошную ярмарку, правда, умеренную, но оживленную. Сюда стекаются грузы хлеба, масла, сала, кож и всевозможных предметов»[61].

Для рядовых томичей такое оживленное сообщение создавало, впрочем, немало неудобств. Ведь исторически сложилось, что Московско-Иркутский тракт проходил по центральным улицам города. Многочисленные возы, переправляясь через Томь на верхнем перевозе (там, где теперь коммунальный мост), шли по Заисточью и поднимались на Почтамтскую (ныне пр. Ленина). Дойдя до речки Ушайки, чуть поворачивали направо и по набережной улочке доезжали до деревянного Думского моста (сейчас здесь Каменный мост), миновали Магистратскую (ул. Р. Люксембург) и по Воскресенскому взвозу, или Раскату, приближались к Белому озеру, а оттуда по Иркутской улице выезжали из города.

Томские газеты последних десятилетий прошлого века переполнены сетованиями на то, как загромождали бесконечные обозы городские улицы, сколько происходило несчастных случаев. К тому же движение обозов с грузами привлекало в город и пригородные села массу любителей поживиться на чужой счет. Ограбление, или, как тогда говорили, срезывание чаев (а чай перевозили в кожаных мешках), было делом обычным. Настолько, что в литературе прочно укрепилось мнение, будто немало томских предпринимателей разбогатело как раз такими грабежами. Вряд ли можно доверять подобным легендам, тем более что никакого документального подтверждения они не имеют, хотя Б.М. Флоренский сообщал, например, что некоторым томским купцам «молва приписывает не только обманы и подлоги, но даже открытые грабежи и убийства по большим дорогам»[62].

Не меньше внимания, чем гужевые перевозки, привлекало к себе пароходное сообщение. О прибытии каждого парохода из Тюмени особо сообщалось в местной прессе. Это тем более удивительно, что ходило их совсем немало. Ведь если в 1860-х годах в Томск приходило в среднем по девять пароходов в течение всей навигации, то к концу столетия – не меньше 70. В Томске действовали пароходные конторы тюменского торгового дома «Курбатов и Игнатов», товарищества «Ширков и К°» местных купцов – В.А. Горохова, Д.И. Тецкова, позже Е.И. Королева купившего тецковские пароходы, А.Е. Ельдештейна, Г.И. Фуксмана[63]. И все же любое происшествие, – а их случалось немало: то сломался двигатель, то пароход сел на мель, – бурно обсуждалось в томских семьях, на страницах газет.

Не удивительно, что и Сибирская железная дорога, начиная с ее проектирования и строительства, тоже живо интересовала томичей. Серьезным ударом для них стало решение властей выстроить железнодорожную магистраль в обход Томска. Смирившись с этим обидным фактом, городские деятели принялись добиваться строительства ветки на Томск одновременно с сооружением магистрали. В Петербург съездила не одна делегация, а в 1893 г. городская дума постановила обратиться с ходатайством к наследнику престола, будущему императору Николаю Александровичу. Видимо, это способствовало успеху дела[64].

В июне 1895 года состоялось торжество освящения начала строительных работ по сооружению ветки от Томска до линии Сибирской железной дороги. На выезде из Томска по Спасскому тракту собрались все должностные лица – губернатор А.А. Ломачевский, городской голова А.П. Карнаков, полицмейстер М. Соколовский и масса публики. С Базарной площади, из часовни, доставили Иверскую икону Божией Матери и установили ее в специально выстроенной палатке, украшенной флагами и зеленью. Молебен совершал настоятель Алексеевского мужского монастыря архимандрит Лазарь, которому прислуживали священники приходских храмов, пел хор соборных певчих[65].

Строительные работы под руководством военного инженера М.П. Ксирихи вели арестанты томских тюрем, которым, по освобождении, была выдана на руки треть заработанных сумм. Все работы шли вручную, но очень быстро 86-километровая ветка была выстроена за год. Уже 2 августа 1896 года в Томск прибыл первый поезд со станции Тайга. Разумеется, опять состоялось торжество, руководители стройки пили шампанское, рабочим поднесли по чарочке. Регулярное движение началось в 1898 году[66].

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Расположение и климат
Но́вая Зела́ндия (англ. New Zealand, маори «Aoteoroa» - "Длинное Белое Облако")— страна в юго-западной части Тихого Океана, расположенная на двух крупных островах (Остров Северный ...

Перспективы развития угольной отрасли в условиях мирового финансового кризиса
Финансовый кризис, разразившийся в октябре 2008 года, не может не отразиться на всех отраслях мировой экономики, в том числе и на угольной промышленности. По мнению аналитиков, в сложившейся ситуации ...

Динамика, развитие, эволюция ландшафтов
Изменчивость, устойчивость и динамика ландшафта. Изменчивость ландшафтов обусловлена многими причинами, она имеет сложную природу и выражается в принципиально различных формах. Прежде всего, следует ...