Развитие торговли и транспорта в Томске
Страница 3

Строительство железной дороги стало для Томска одним из самых важных в его истории событий, но событием неоднозначным. Оказавшись в стороне от магистрали, Томск потерял много перспектив экономического и социального плана. Одно время среди томских предпринимателей царила настоящая паника, случился серьезный спад в торговой жизни, начались массовые банкротства. Кое-кто уже заявлял, что «песенка Томска спета». Большие потери понесли купцы-оптовики, владельцы транспортных контор. Они оказались просто ненужными, ведь стало гораздо быстрее и удобнее привезти нужную партию товара из-за Урала по железной дороге, на запасая его на целую зиму. И все же довольно скоро выявилось и благоприятное для Томска влияние железной дороги, прежде всего в том, что с ее строительством активизировалась вся деловая жизнь района.

В «Сибирском торгово-промышленном календаре» на 1898 год ситуация в Томске оценивалась уже довольно оптимистично: «Заупокойные отповеди Томску по меньшей мере несвоевременны и, по нашему глубокому убеждению, не верны. Падение Томска как перевалочного пункта ничуть не отнимает у него громадного значения как центрального торгового пункта для большого округа, с развитием экономической жизни которого естественно должен расти и центр…»[67]. И действительность показала, как прав был автор этих строк. Получив надежную транспортную связь с цивилизованным миром, Томск оказался очень привлекательным для крупных торгово-промышленных компаний центра страны, таких как «Невская ниточная мануфактура», товарищество «Братья Нобель», машиностроительное товарищество «Эрлангер А. и К°», известного российского сахарозаводчика Терещенко[68].

Деловому оживлению Томска способствовало и наличие здесь современных средств связи. С 1863 года город имел телеграфную связь с Европейской Россией и Восточной Сибирью, в конце семидесятых годов (одновременно с городами центра страны) в Томске появились первые телефоны, а в 1894 г. была создана правительственная городская телефонная сеть. Интересно, что требование понижения телеграфных тарифов в целях оживления торгово-промышленной жизни Сибири фигурировало первым в докладной записке, которую Томский биржевой комитет направил министру финансов в первый же год своей деятельности.

Товарная биржа возникла в Томске в 1901 году, раньше, чем во всех других городах Сибири. Учреждение биржи, между прочим, рассматривалось как одно из важных средств поддержки торгово-промышленной роли Томска в связи со строительством железной дороги. И оно себя оправдало. Рассматривая ходатайство Томской городской думы об открытии биржи, чиновники Министерства финансов собрали и проанализировали немало документов о состоянии городской экономики. Немаловажную роль в принятии министерством положительного решения сыграло то, что в Томске действовало тогда четыре банка, суммарные обороты которых за последнее пятилетие превышали 20 миллионов рублей[69].

Первым банковским учреждением в Томске стал Сибирский общественный банк имени Поповых. В 1865 году в городе открылось первое в Сибири отделение Государственного банка, в 1873 г. – отделение частного Сибирского торгового банка, а еще два десятилетия спустя – Русского для внешней торговли банка, или Руссенбанка, как его в обиходе называли. Позже появился банк Общества взаимного кредита (1900) и, под самый занавес, в 1916 году – отделение Петроградского международного банка[70].

По количеству банковских учреждений Томск не уступал другим крупным российским городам, но постоянно нуждался в деньгах. Дело в том, что коммерческие банки охотно кредитовали наиболее прибыльные отрасли хозяйства – золотопромышленность, хлебную торговлю и неохотно ссужали деньги на развитие городской обрабатывающей промышленности. Например, П.И. Макушин, чтобы получить кредит в Государственном банке на расширение своей типографии, вынужден был обратиться к самому министру финансов[71]. Не у всякого предпринимателя хватило бы на это решимости. Более того, собирая значительные средства местной буржуазии и других вкладчиков, банки направляли их в центральные отделения, обрекая сибирскую экономику на малоденежье и дороговизну кредита. Далеко не каждый томский делец мог выплатить тот учетный процент, который требовали с него в Государственном банке (7 – 8 процентов) и тем паче – в Сибирском торговом (8 – 10 процентов). Как следствие, процветали товарный кредит и даже ростовщичество, отбрасывавшие городскую экономику на десятки лет назад. Недаром исследователи томского рынка начала нынешнего века И. Фрейдин и И. Гавровский отмечали, что большинство производств в Томске страдало недовложением капиталов[72]. Владельцы денег предпочитали скорее вкладывать средства в государственные бумаги, сберегательные кассы, банки, чем рисковать ими в каком-либо предприятии.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Промышленное развитие города
В послевоенные годы Красноярск продолжил свое развитие в качестве одного из крупнейших индустриальных центров Сибири. Основу экономики города составили машиностроительная, металлургическая и химическ ...

Перспективы развития угольной отрасли в условиях мирового финансового кризиса
Финансовый кризис, разразившийся в октябре 2008 года, не может не отразиться на всех отраслях мировой экономики, в том числе и на угольной промышленности. По мнению аналитиков, в сложившейся ситуации ...

География
Все исследователи Крыма отмечают, что Крымские горы образуют три параллельные гряды, имеющие направление с северо-востока на юго-запад, разделённые двумя продольными долинами. Все три гряды имеют оди ...