Развитие торговли и транспорта
в ТомскеСтраница 3
Строительство железной дороги стало для Томска одним из самых важных в его истории событий, но событием неоднозначным. Оказавшись в стороне от магистрали, Томск потерял много перспектив экономического и социального плана. Одно время среди томских предпринимателей царила настоящая паника, случился серьезный спад в торговой жизни, начались массовые банкротства. Кое-кто уже заявлял, что «песенка Томска спета». Большие потери понесли купцы-оптовики, владельцы транспортных контор. Они оказались просто ненужными, ведь стало гораздо быстрее и удобнее привезти нужную партию товара из-за Урала по железной дороге, на запасая его на целую зиму. И все же довольно скоро выявилось и благоприятное для Томска влияние железной дороги, прежде всего в том, что с ее строительством активизировалась вся деловая жизнь района.
В «Сибирском торгово-промышленном календаре» на 1898 год ситуация в Томске оценивалась уже довольно оптимистично: «Заупокойные отповеди Томску по меньшей мере несвоевременны и, по нашему глубокому убеждению, не верны. Падение Томска как перевалочного пункта ничуть не отнимает у него громадного значения как центрального торгового пункта для большого округа, с развитием экономической жизни которого естественно должен расти и центр…»[67]. И действительность показала, как прав был автор этих строк. Получив надежную транспортную связь с цивилизованным миром, Томск оказался очень привлекательным для крупных торгово-промышленных компаний центра страны, таких как «Невская ниточная мануфактура», товарищество «Братья Нобель», машиностроительное товарищество «Эрлангер А. и К°», известного российского сахарозаводчика Терещенко[68].
Деловому оживлению Томска способствовало и наличие здесь современных средств связи. С 1863 года город имел телеграфную связь с Европейской Россией и Восточной Сибирью, в конце семидесятых годов (одновременно с городами центра страны) в Томске появились первые телефоны, а в 1894 г. была создана правительственная городская телефонная сеть. Интересно, что требование понижения телеграфных тарифов в целях оживления торгово-промышленной жизни Сибири фигурировало первым в докладной записке, которую Томский биржевой комитет направил министру финансов в первый же год своей деятельности.
Товарная биржа возникла в Томске в 1901 году, раньше, чем во всех других городах Сибири. Учреждение биржи, между прочим, рассматривалось как одно из важных средств поддержки торгово-промышленной роли Томска в связи со строительством железной дороги. И оно себя оправдало. Рассматривая ходатайство Томской городской думы об открытии биржи, чиновники Министерства финансов собрали и проанализировали немало документов о состоянии городской экономики. Немаловажную роль в принятии министерством положительного решения сыграло то, что в Томске действовало тогда четыре банка, суммарные обороты которых за последнее пятилетие превышали 20 миллионов рублей[69].
Первым банковским учреждением в Томске стал Сибирский общественный банк имени Поповых. В 1865 году в городе открылось первое в Сибири отделение Государственного банка, в 1873 г. – отделение частного Сибирского торгового банка, а еще два десятилетия спустя – Русского для внешней торговли банка, или Руссенбанка, как его в обиходе называли. Позже появился банк Общества взаимного кредита (1900) и, под самый занавес, в 1916 году – отделение Петроградского международного банка[70].
По количеству банковских учреждений Томск не уступал другим крупным российским городам, но постоянно нуждался в деньгах. Дело в том, что коммерческие банки охотно кредитовали наиболее прибыльные отрасли хозяйства – золотопромышленность, хлебную торговлю и неохотно ссужали деньги на развитие городской обрабатывающей промышленности. Например, П.И. Макушин, чтобы получить кредит в Государственном банке на расширение своей типографии, вынужден был обратиться к самому министру финансов[71]. Не у всякого предпринимателя хватило бы на это решимости. Более того, собирая значительные средства местной буржуазии и других вкладчиков, банки направляли их в центральные отделения, обрекая сибирскую экономику на малоденежье и дороговизну кредита. Далеко не каждый томский делец мог выплатить тот учетный процент, который требовали с него в Государственном банке (7 – 8 процентов) и тем паче – в Сибирском торговом (8 – 10 процентов). Как следствие, процветали товарный кредит и даже ростовщичество, отбрасывавшие городскую экономику на десятки лет назад. Недаром исследователи томского рынка начала нынешнего века И. Фрейдин и И. Гавровский отмечали, что большинство производств в Томске страдало недовложением капиталов[72]. Владельцы денег предпочитали скорее вкладывать средства в государственные бумаги, сберегательные кассы, банки, чем рисковать ими в каком-либо предприятии.
Другое по теме:
Республика Алтай как субъект Российской Федерации
Историю становления и развития алтайской государственности можно разделить на три основных периода, исходя из общепринятой периодизации истории и государственности: дореволюционный, послереволюционны ...
Общество
Социальная структура. До 1964 члены королевского клана мухаммадзай (пуштуны союза племен дуррани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархической лестницы. Следующий по значению слой со ...
Загрязнение Байкала воздушными выбросами
Загрязнение воздушного бассейна над акваторией озера Байкал в основном происходит из населенных пунктов, расположенных непосредственно вокруг озера, особенно вдоль южной его части. В озеро попадают п ...