Обзор литературы
Страница 2

После Октябрьской революции сокольство в Советской России было запрещено, что, безусловно, отразилось на историографии.

Советскую историографию открывает послевоенная «История Чехии», написанная под редакцией академика В.И. Пичеты. Она называет «соколов» единственной вооружённой силой, на которую опирался Национальный комитет после 28 октября 1918 года. Авторы более позднего обобщающего труда, III-томной «Истории Чехословакии», считали, что сокольские общества, как и другие общественные организации тех лет, преследовали цель «распространить влияние буржуазии на широкие слои чешского населения, прежде всего на мелкую буржуазию». Также в издании отмечается массовость движения, наличие провинциальных отделений, участие «соколов» в мероприятиях, организуемых Национальной партией, заслуги Мирослава Тырша в области педагогики. Классовый подход характерен и для перестроечной «Краткой истории Чехословакии».

Сокольское движение также упоминается в другом издании конца 1980-х гг. – коллективном исследовании «Чешская нация на заключительном этапе формирования». В главе о театре рассказывается про участие «соколов» в праздновании 300-летия со дня рождения Уильяма Шекспира, указывается, что Мирослав Тырш даже сыграл роль Гектора в «Отелло».

В исследовании Е.П. Серапионовой «Карел Крамарж и Россия…» рассказывается в том числе и про деятельность сокольского старосты Йозефа Шейнера в неославистском движении: в качества члена Исполнительного комитета Славянского съезда он посетил Россию в мае 1909 года. Там же сообщается про его арест после начала Первой мировой войны. В своих показаниях он говорил о том, что сокольское движение имеет лишь культурные цели, и вообще выступал гораздо умереннее Крамаржа.

Эта же исследовательница и другие авторы регулярно упоминают о сокольстве и других спортивных организациях в разных разделах книги «Чехия и Словакия в XX веке». Практически в том же ключе движение характеризуется и в «Истории южных и западных славян…».

О польских «соколах» и их военном значении пишет Г.Ф. Матвеев в биографии Юзефа Пилсудского (1867-1935). О роли «соколов» в поддержании авторитета Масарика в межвоенный период упоминает исследователь Александр Бобраков-Тимошкин.

Однако помимо упоминаний в обобщающих работах и исследований, косвенно связанных с сокольством, отечественная историография располагает и трудами, полностью посвящёнными данному предмету. В 2001 году была издана весьма своеобразная книга В.П. Ковалькова «Русским соколам», в которой автор определяет сокольство как «молодёжное спортивно-нравоучительное движение в Старой России», затем обосновывает расовое превосходство славян над немцами, после чего даёт краткий очерк развития сокольского движения.

В 2007 году в краткой статье «Сокольство создаёт честных и стойких граждан… всегда готовых жертвовать собой на благо отечества», опубликованной в «Военно-историческом журнале», А.И. Домнин, тогда студент МПГУ, пишет, опираясь на ряд исторических источников, хоть и не всегда ссылаясь на них, об истории сокольского движения, особенно в России, как до, так и после Первой мировой войны, о его зарождении и позднейшем запрещении, а также о деятельности русских сокольских обществ в эмиграции, в частности в Чехии и Югославии. Автор подчёркивает полиэтничный характер сокольского движения в Российской империи. Приводятся данные по истории сокольского костюма. Наконец, говорится о попытках возрождения сокольства в России «афганцами» и офицерами ГРУ и приводятся доводы в пользу активизации этого процесса.

В 2008 году в рамках серии «Polonica Petropolitana» Т.М. Смирнова опубликовала на русском и польском языках книгу «Сокол Польский в Петербурге. Зримая история». Вначале автор сравнивает три европейские системы физической культуры: германскую, шведскую и сокольскую. Затем рассказывается о появлении сокольства, а далее подробно – о его проникновении в Россию и, особенно, о «Соколе Польском», о его спортивной, культурно-просветительской и социальной деятельности, о сокольских музыке и костюме. Рассказывается о конкуренции с харцерством, польским аналогом скаутизма. И хотя эта работа практически не содержит сносок, она представляется на данный момент лучшей среди трудов отечественных авторов по истории сокольства.

Также со своей особой точки зрения на тему истории сокольства взглянули специалисты из мира спорта, однако обычно эта тема интересует их скорее с точки зрения генезиса современного спорта. В них зачастую встречается множество некритических суждений, и поэтому, мы, в силу специфичности этих работ, оставим их за рамками данного обзора. То же самое касается трудов современных российских сокольских деятелей.

Сокольское движение послужило предметом исторического исследования ряда учёных из англоязычных стран. Это связано, с одной стороны, с большим количеством эмигрантов из славянских стран и их потомков в составе населения США, что привело к активному развитию сокольского движения в Новом Свете и, с другой, с высоким уровнем гуманитарного образования и науки в Англии, США и Австралии.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

КНР. Географическое положение, природа и ресурсы. Экономика Китая
Китай расположен в Восточной Азии. С востока КНР омывается водами западных морей Тихого океана. Площадь территории Китая составляет 9, 6 млн км². Китай является самой большой страной в Азии и тр ...

Ногайцы
Ногайцы Астраханской области делятся на 4 подгруппы: юртовские ногайские татары, ногайцы-карагаши, утары и кундровцы. Юртовские ногайские татары Вопрос о происхождении этнической группы юртовских тат ...

Роль общины и культура лидерства
Существует один социальный институт, глубоко укорененный у абиссинцев, но не находящий себе соответствия среди других христианских обществ. Это махаббар - религиозное братское сообщество. Большинство ...