Обзор литературы
Страница 4

Помимо этого, она приводит ряд интересных фактов, которые прямо не относятся к заявленной в названии статьи теме, но, тем не менее, их стоит упомянуть, в частности она развивает тезисы, что: Сокол был элементом не только югославянского, но и польского фольклора и что в сокольском костюме был ряд венгерских элементов.

В 2003 году на конференции американского Чехословацкого общества искусств и наук в городе Сидар-Рапидс (Айова) исследовательница из Вашингтона Отилия Кэйбс прочла доклад «Женщины в сокольском движении». После краткого обзора истории сокольства она отметила, что особое внимание Мирослав Тырш обращал на воспитание детей, считая, что «лучшие качества прививаются материнской заботой». В 1869 году он основал «Гимнастическое общество пражских женщин и девушек». Однако включение женщин в движение было непростым делом из-за консервативности социума того времени. Речь не шла о равенстве женщин и мужчин в движении, большинство рассматривало его как исключительно мужское, стремилось оградиться от феминисток. В маленьких городах женщины не участвовали в движении, т.к. там не было общепризнанных авторитетных женщин, способных занять лидирующие позиции.

Больших успехов достигли женщины в Моравии, в пражском районе Вышеград. Женщины были инструкторами в женских группах, но общее руководство движением осуществлялось противоположным полом. Не сразу женщины добились появления специальных костюмов. В качестве источника Кэйбс использовала воспоминания Марии Провазниковой (1890-1991), видной участницы сокольского движения. Женщины принимали участие в IV слёте «соколов» в 1901 году. 10 мая 1914 года они получили право быть полноправными членами сокольских обществ.

Обстоятельный труд об истории сокольства на чешском языке («Сокол. Краткая история большой идеи») написал Ян Валдауф, эмигрировавший в Канаду после событий февраля 1948 года, историк-любитель, деятель сокольского движения.

Итак, история сокольского движения, в том числе в выбранных нами хронологических и географических границах, уже ранее изучалась исследователями. В разных странах в разное время с разной степенью интенсивности и качества историки поднимали целый ряд общих и конкретных проблем. Порой на разные школы влияли субъективные мотивы: поиск классового подтекста советскими историками, желание защитить и возвеличить движение сокольскими деятелями, внимание к гендерной истории историков женского пола и даже желание видеть в движении больший националистический характер современных православных фундаменталистов и т.д. При этом существует и ряд весьма нейтрально написанных исследований, но, так или иначе, пестрота и обширность историографии сокольства позволяет понять, со сколь сложным историческим феноменом исследователю предстоит иметь дело и, соответственно, сколь осторожно нужно интерпретировать выбранные источники.

Страницы: 1 2 3 4 


Другое по теме:

Семья в цыганской культуре
Для цыган характерны культы детства, материнства, возраста, верности семье. Хотя современные цыганские семьи редко бывают многодетными, культ детства от этого не исчез. Каждый ребёнок, в том числе из ...

Рекреационные зоны, принципы их размещения и перспективы их развития
Территориально-рекреационные системы. Рекреационная сеть - совокупность расположенных в стране (республике, области, районе) рекреационных учреждений. Основным показателем развития сети является Плот ...

Вторая экспедиция, 1493–1496
Фердинанд и Изабелла содействовали планам Колумба, предоставив ему суда и людей для отправки на Эспаньолу. Королева приказала обращать аборигенов в христианскую веру. Колумб легко нашел 1200 человек, ...