Организация, рост и внешние отношения
Страница 4

Что касается вышеупомянутого объединения, то это событие должно было произойти на съезде 28-29 июня 1868 года (по поводу даты в обществе велись жаркие дискуссии), на который должны были приехать представители гимнастических обществ городов Пардубице, Лоуны, Мнихово-Градиште, Млада-Болеслав, Валашске Мезиржичи (Моравия), Пльзень, Кутна-Гора и Кралув-Двур, Малостранский и даже Львовский «Сокол». С этим событием «соколы» связывали большие надежды. Мирослав Тырш считал, что после объединения «деятельность «соколов» будет расширена, включит в себя все слои общества, а значит, то, чем до сих пор занималась лишь небольшая часть нашего народа, станет общенациональным делом». Одновременно со съездом планировалось провести показательные выступления, шествие по Праге.

Однако Министерство внутренних дел Цислейтании запретило проведение этого съезда в отличие от показательных выступлений, считая, что «гимнастика… не связана никоим образом с языковыми и национальными различиями». На состоявшейся 19 июня внеочередной сессии Общего собрания Пражского «Сокола» Мирослав Тырш произнёс зажигательную речь, затем многократно цитировавшуюся: «Мы просили хлеба, а нам дали камень. Мы не должны выпрашивать то, что принадлежит нам по праву». Также он иронично замечал: «Объединение, состоящее из гимнастических обществ, каким-то чудесным образом вдруг становится политическим» и провозглашал: «Всё, либо ничего – вот девиз нашего народа в эти времена. Всё, либо ничего!». В знак «соколы» отказались от участие в некоторых официальных мероприятиях. В итоге на 28-29 июня была запланирована поездка в город Збирог.

Однако это был ещё не конец этой истории, и упомянутая выше метафора Тырша («Мы просили хлеба, а нам дали камень») скоро была преобразована в «Нам камень, а им хлеб». Кому «им»? Дело в том, что 28 июля в городе Литомержице, словно в пику «соколам», открылся съезд немецких «турнеров» («гимнастов») – «турнертаг», на котором 48 гимнастических обществ из Богемии приняли учредительный документ «Немецкого гимнастического союза», провели выборы в состав его Правления. Такое проявление двойных стандартов в трактовке законов просто вывело «соколов» из себя.

И далее «соколы» не оставляли идеи об объединении, в частности начавшийся издаваться в 1871 году журнал «Сокол» планировался как официальный орган будущего «Союза сокольских обществ».

Однако до создания подобной организации было ещё далеко и поэтому «соколы» с этого года выбрали новую тактику в этом вопросе: они стали организовывать «жупы», объединения сокольских обществ по географическому признаку.

В сентябре 1871 году было успешно создано две жупы.

Одна из них объединяла сокольские общества востока Богемии. 28 сентября ряд обществ этого региона (из городов Чешски-Брод, Велим, Нимбурк, Подебрады, Колин, Часлав, Немецки-Брод, Полна, Гумполец и Старый Колин) приняли участие в совместных показательных выступлениях, на которых инструкторы Пражского «Сокола» обеспечили судейство.

Другой чешской жупой стала Пльзенская, объединившая, соответственно, сокольские общества запада Богемии. Их съезд состоялся 24 сентября в городе Пльзень, на нём прошло собрании представителей обществ Пльзенской жупы (Гораждёвице, Домажлице, Рокицаны, Раднице, Нове Кдыне, Мерклин, Клатовы, Непомук), показательные выступления и праздничные мероприятия. Этот съезд носил ярко выраженный политический оттенок. Заявления в поддержку чешского исторического государственного права направлялись Клубу чешских депутатов в рейхсрате и лично Ригеру. Был избран староста жупы (Ян Сикора, Непомук), секретарь (Шмид, Пльзень) и старший инструктор (Гынек Пала). Провозглашался принцип равенства всех обществ, входящих в жупу, хотя Пльзенское общество оплачивало половину административных расходов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме: