Формы брака
Страница 1

Формы кольцевой связи

Форму брака можно определить как традицию, регламентирующую осуществление брачного права индивида. Эта традиция может включать в себя два уровня реализации:

1) порядок заключения брака, связанный, например, с принадлежностью к определенной общности (роду, группе)

2) фактическая возможность, связанная в зависимости от уровня развития общества с уплатой калыма, отработкой и т.д.

Порядок заключения брака у селькупов рассматривался в работах Е.Д. Прокопьевой и Г.И. Пелих. Е.Д. Прокопьева, полагавшая, что селькупам присуща дуально-фратриальная организация, поддерживала тезис Г.Н. Прокопьева о делении селькупов на две экзогамные фратрии: Лимбель-пеляк и Хозыль-пеляк ( Орла-половинка и Кедровки-половинка ). Браки селькупов заключались, по ее мнению, между представителями двух фратрий, причем она сочла возможным выделить « пары таких родов, откуда предпочтительно брали жен».

Г.И. Пелих на основании метрических книг и селькупской терминологии родства убедительно доказала, что еще в XIX в. у них действовали при заключении браков формы кольцевой связи. Каждое из племен распадалось на три экзогамные брачные группы (класса) – тамдер. При этом «мужчины группы А женились только на женщинах группы Б, те в свою очередь, женились только на женщинах из группы В… мужчины из группы В женились на женщинах из группы А … Селькуп, вступивший в брак вне своего племени, уже выпадал из норм кольцевой связи».

В устной традиции северных селькупов (как баишенских, так и тазовских) существуют отчетливые представления о былой трехчленной структуре общества. Во-вторых, традиция связывает бытование этой триады еще со временем заселения северными селькупами мест их нынешнего обитания, т.е. с концом XVI- началом XVII в.

Как видим, трехчленность выступает в качестве основополагающего принципа структуры общества не только у Нарымских, но и северных селькупов. Брачные связи между представителями групп, родов, являющихся элементами трехчленной структуры, должны были заключаться по правилам кольцевой связи – иные отношения в триаде попросту невозможны.

В XIX – начале XX в. существовали лишь реликты такого порядка заключения брака. Даже у нарымских селькупов, остававшихся достаточно компактными группами на местах традиционного обитания, фиксируется от 29 до 67 ℅ исключений из правил кольцевой связи. У северных селькупов обычным делом были даже браки с однофамильцами.

Переходя к собственно формам брака, т.е. к условиям, выполнение которых реально гарантирует осуществление брачного права индивида, заметим, что эти условия рассматриваются применительно к XIX – началу XX в. Однако у селькупов в различное время были зафиксированы следы более древних форм брачных отношений. Речь идет о пережитках явления, известного в этнографии как групповой брак.

Многоженство и многомужество

Начиная с XVII в. исследователи и путешественники неоднократно отмечали у селькупов факты наличия у одного лица нескольких брачных партнеров. Николай Спафарий писал, что у "нарымских и кетских остяков жен…множество, сколько хотят, столько и держат". В архивных материалах первой половины XIX в. отмечается (по поводу северных селькупов), что «остякам дозволено многоженство». Имеется свидетельство: «Старик был один, пожилой… имел три жены. Одна чай готовит, одна с оленями сидит, а третья с ним охотится».

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Состав экономического района
Северо-Западный экономический район включает в себя следующие субъекты: - г. Санкт-Петербург - Ленинградская область - Новгородская область - Псковская область Площадь района составляет 1, 1% от площ ...

Казахи
Астраханские казахи - выходцы из Младшего жуза, переселившиеся в междуречье рек Волги и Урала в 1801 г. (переселение продолжалось до 1803 г ). Основным инициатором казахской миграции был султан Букей ...

Направления анализа региональной экономики
Анализ различных аспектов экономики региона проводится с целью диагностики проблем и разработки тактики и стратегии регионального развития. Для анализа экономики регионов первого ранга (субъекты феде ...