Формы брака
Страница 1

Формы кольцевой связи

Форму брака можно определить как традицию, регламентирующую осуществление брачного права индивида. Эта традиция может включать в себя два уровня реализации:

1) порядок заключения брака, связанный, например, с принадлежностью к определенной общности (роду, группе)

2) фактическая возможность, связанная в зависимости от уровня развития общества с уплатой калыма, отработкой и т.д.

Порядок заключения брака у селькупов рассматривался в работах Е.Д. Прокопьевой и Г.И. Пелих. Е.Д. Прокопьева, полагавшая, что селькупам присуща дуально-фратриальная организация, поддерживала тезис Г.Н. Прокопьева о делении селькупов на две экзогамные фратрии: Лимбель-пеляк и Хозыль-пеляк ( Орла-половинка и Кедровки-половинка ). Браки селькупов заключались, по ее мнению, между представителями двух фратрий, причем она сочла возможным выделить « пары таких родов, откуда предпочтительно брали жен».

Г.И. Пелих на основании метрических книг и селькупской терминологии родства убедительно доказала, что еще в XIX в. у них действовали при заключении браков формы кольцевой связи. Каждое из племен распадалось на три экзогамные брачные группы (класса) – тамдер. При этом «мужчины группы А женились только на женщинах группы Б, те в свою очередь, женились только на женщинах из группы В… мужчины из группы В женились на женщинах из группы А … Селькуп, вступивший в брак вне своего племени, уже выпадал из норм кольцевой связи».

В устной традиции северных селькупов (как баишенских, так и тазовских) существуют отчетливые представления о былой трехчленной структуре общества. Во-вторых, традиция связывает бытование этой триады еще со временем заселения северными селькупами мест их нынешнего обитания, т.е. с концом XVI- началом XVII в.

Как видим, трехчленность выступает в качестве основополагающего принципа структуры общества не только у Нарымских, но и северных селькупов. Брачные связи между представителями групп, родов, являющихся элементами трехчленной структуры, должны были заключаться по правилам кольцевой связи – иные отношения в триаде попросту невозможны.

В XIX – начале XX в. существовали лишь реликты такого порядка заключения брака. Даже у нарымских селькупов, остававшихся достаточно компактными группами на местах традиционного обитания, фиксируется от 29 до 67 ℅ исключений из правил кольцевой связи. У северных селькупов обычным делом были даже браки с однофамильцами.

Переходя к собственно формам брака, т.е. к условиям, выполнение которых реально гарантирует осуществление брачного права индивида, заметим, что эти условия рассматриваются применительно к XIX – началу XX в. Однако у селькупов в различное время были зафиксированы следы более древних форм брачных отношений. Речь идет о пережитках явления, известного в этнографии как групповой брак.

Многоженство и многомужество

Начиная с XVII в. исследователи и путешественники неоднократно отмечали у селькупов факты наличия у одного лица нескольких брачных партнеров. Николай Спафарий писал, что у "нарымских и кетских остяков жен…множество, сколько хотят, столько и держат". В архивных материалах первой половины XIX в. отмечается (по поводу северных селькупов), что «остякам дозволено многоженство». Имеется свидетельство: «Старик был один, пожилой… имел три жены. Одна чай готовит, одна с оленями сидит, а третья с ним охотится».

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Кушанья
Возникнув на основе пищи крестьян, стол горожанина в дальнейшем обогатился многими новыми кушаньями и напитками и, в свою очередь, оказал большее влияние на развитие крестьянской пищи. Главным кушань ...

Сравнительно-исторический метод
Сравнительно-исторический метод (в западной литературе обычно: сравнительный метод, кросс-культурный метод, компаративный метод) - метод исследования, позволяющий путем сравнения выявлять общее и осо ...

Руды малых металлов
К числу малых металлов можно отнести олово, вольфрам, молибден, сурьму, ртуть и висмут. Первые три из них заметно преобладают над остальными как по запасам, так и по объему производства. Олово. Прогн ...