Формы бракаСтраница 3
«В последнее время, – писал в 1900 г. А.Г. Воронов, – у томских самоедов женихи… вовсе не засватывают невест, а уговаривают их бежать от родителей и увозят к себе… Похищение невесты происходит с её согласия». Жених (чаще всего из другого селения), заранее договорившись с невестой, подъезжал (подплывал на лодке) к селению (юртам), где жили родители девушки, или к месту их летней стоянки на реке. Девушка, стараясь не вызвать подозрений родителей, выходила из дома и уезжала с женихом. Иногда жених, не высказывая своих намерений, приезжал к её родителям в гости, привозил с собой спиртное. Во время застолья он старался не пить, но усиленно потчевал родителей своей избранницы. Добившись, чтобы они опьянели, незаметно покидал дом вместе со своей невестой. Излюбленным местом "похищения" были ярмарки (в селах Тымском, Каргаске, Туруханске и др.). «Похищали» не только девушек – иногда могли «украсть» и молодую замужнюю женщину (если у неё не было детей): «Отец украл матушку на ярмарке. В обласке приехал. Она была за другим замужем, тот был лысый. Родители выдали и жила. На обласках украли, увезли в лес, там её держали».
Родители с помощью родственников обычно пытались догнать похитителей. Иногда в погоню пускались все мужчины селенья. Если удавалось настичь бежавших, то стремились отбить девушку, причем могли применить и оружие: нож, пальму (вид рогатины), ружье. Однако беглецам почти всегда удавалось благополучно прибыть в селенье (чум) жениха. В этом случае родители невесты, как правило, не пытались вернуть дочь домой. В редких случаях отец упорно добивался возвращения дочери, надеясь вынудить её мужа выплатить калым. Иногда молодые, боясь быть разлученными, искали защиту у властей. Бывали случаи, когда жених, опасаясь преследований, увозил свою невесту в тайгу, в тайное, известное только ему место, где молодые люди и оставались на какой-то срок.
Через некоторое время жених и невеста (теперь уже молодые муж и жена) приезжали к родителям новобрачной просить прощения («прощаться»). Срок между похищением и попыткой примирения не был регламентирован. Он зависел от характера отца девушки и от его дальнейших намерений, которые и пытался выяснить молодой муж через своих друзей. Часто молодые приезжали с повинной уже через неделю, иногда же примирение оттягивалось на целый год, в ряде случаев – до рождения ребенка.
Решив, что можно надеяться на прощение, молодые приезжали к родителям жены с подарками (символизировавшими калым), привозили и спиртное: «Молодой приезжает «прощаться» к тестю с женой, родителями своими и дружкой, который и ведет переговоры, угощает хозяев вином. Тесть запрашивает большой калым, и дружка несколько раз бегает от него к молодым, которые до примирения остаются у кого-либо из знакомых, а при отсутствии знакомых в юртах невесты – на улице».
Если подарки устраивали тестя и он соглашался простить дочь и её мужа, молодые входили в дом, кланялись в ноги родителям жены. Затем они падали наземь у ног отца и ждали его разрешения подняться: "Пока отец не поднимет, лежи вниз лицом, не смей встать". Отец позволял дочери и её мужу подняться, благославлял на брак, принимал подарки. После этого праздновали примирение.
Другое по теме:
Под эгидой музыкального общества
В 1859 году в России усилиями страстных пропагандистов искусства и талантливых организаторов во главе с А. Г. Рубинштейном возникло Русское музыкальное общество (РМО). За немногие годы оно добилось о ...
История города Дмитров
На сегодняшний день Дмитров является промышленным, административным и культурным центром всего обширного Дмитровского района, и продолжает развиваться быстрыми темпами. Но были времена, когда город п ...
Фольклор
Основные жанры фольклора - мифы, легенды, предания, героический эпос ("Гэсэр"), сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Широко распространёнными у бурят (особенно у западных) были эп ...