Формы брака
Страница 3

«В последнее время, – писал в 1900 г. А.Г. Воронов, – у томских самоедов женихи… вовсе не засватывают невест, а уговаривают их бежать от родителей и увозят к себе… Похищение невесты происходит с её согласия». Жених (чаще всего из другого селения), заранее договорившись с невестой, подъезжал (подплывал на лодке) к селению (юртам), где жили родители девушки, или к месту их летней стоянки на реке. Девушка, стараясь не вызвать подозрений родителей, выходила из дома и уезжала с женихом. Иногда жених, не высказывая своих намерений, приезжал к её родителям в гости, привозил с собой спиртное. Во время застолья он старался не пить, но усиленно потчевал родителей своей избранницы. Добившись, чтобы они опьянели, незаметно покидал дом вместе со своей невестой. Излюбленным местом "похищения" были ярмарки (в селах Тымском, Каргаске, Туруханске и др.). «Похищали» не только девушек – иногда могли «украсть» и молодую замужнюю женщину (если у неё не было детей): «Отец украл матушку на ярмарке. В обласке приехал. Она была за другим замужем, тот был лысый. Родители выдали и жила. На обласках украли, увезли в лес, там её держали».

Родители с помощью родственников обычно пытались догнать похитителей. Иногда в погоню пускались все мужчины селенья. Если удавалось настичь бежавших, то стремились отбить девушку, причем могли применить и оружие: нож, пальму (вид рогатины), ружье. Однако беглецам почти всегда удавалось благополучно прибыть в селенье (чум) жениха. В этом случае родители невесты, как правило, не пытались вернуть дочь домой. В редких случаях отец упорно добивался возвращения дочери, надеясь вынудить её мужа выплатить калым. Иногда молодые, боясь быть разлученными, искали защиту у властей. Бывали случаи, когда жених, опасаясь преследований, увозил свою невесту в тайгу, в тайное, известное только ему место, где молодые люди и оставались на какой-то срок.

Через некоторое время жених и невеста (теперь уже молодые муж и жена) приезжали к родителям новобрачной просить прощения («прощаться»). Срок между похищением и попыткой примирения не был регламентирован. Он зависел от характера отца девушки и от его дальнейших намерений, которые и пытался выяснить молодой муж через своих друзей. Часто молодые приезжали с повинной уже через неделю, иногда же примирение оттягивалось на целый год, в ряде случаев – до рождения ребенка.

Решив, что можно надеяться на прощение, молодые приезжали к родителям жены с подарками (символизировавшими калым), привозили и спиртное: «Молодой приезжает «прощаться» к тестю с женой, родителями своими и дружкой, который и ведет переговоры, угощает хозяев вином. Тесть запрашивает большой калым, и дружка несколько раз бегает от него к молодым, которые до примирения остаются у кого-либо из знакомых, а при отсутствии знакомых в юртах невесты – на улице».

Если подарки устраивали тестя и он соглашался простить дочь и её мужа, молодые входили в дом, кланялись в ноги родителям жены. Затем они падали наземь у ног отца и ждали его разрешения подняться: "Пока отец не поднимет, лежи вниз лицом, не смей встать". Отец позволял дочери и её мужу подняться, благославлял на брак, принимал подарки. После этого праздновали примирение.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Оман
Оман - государство в Юго-западной Азии, на юго-востоке Аравийского полуострова. Географические данные. На северо-востоке страны вдоль побережья Оманского залива узкой полосой тянется приморская равни ...

Открытия Дмитрия Николаевича Садовникова
Самое знаменитое и наиболее полное собрание русских народных сказок увидело свет в конце 1850-х — начале 1860-х гг. Это «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева. Ручейками стекались к Афанасьеву ск ...

Развитие Северо-Кавказского экономического района
Северо-Кавказский экономический район (СКЭР) занимает площадь 355 тыс. км2 (2% территории России). Ведущие структурообразующие отрасли в современном промышленном комплексе СКЭР: топливная и электроэн ...