Формы брака
Страница 2

Многоженство, как и многомужество характерны и для многих персонажей селькупского фольклора. В одной из записанных в прошлом веке селькупских сказок идет речь о дочери князя, которая «лежит при последнем издыхании». Князь говорит [герою]: «Вылечи мою младшую дочь и возьми её себе второй женой».

Авторам XIX – начала XX в. бросалась в глаза ещё одна специфическая особенность селькупов – их «ветреность». П. Третьяков по этому поводу писал: «Женщины их также ветрены, как и мужчины».

Материалы, относящиеся к началу XX в., говорят о том, что открытые проявления супружеской неверности (со стороны женщины) уже осуждались общественным мнением и жестоко наказывались. Один из нарымских селькупов вспоминает: «Например, жена от мужа живет нечестно, а «комиссия» назначает отпороть бичом до 30–40 ударов. Наказывали женщину, её раздевали донага, и кто нечестно поступил, того мужика заставляли бить. Если он её жалел, то того лупить. Лупил сам судья…».

Снисходительно относились селькупы и к добрачным связям молодых людей. Не составляла особого прецедента и беременность незамужней. «Если девушка забеременела, – писал П. Третьяков, – то родители не обвиняют её, но, рассказывая о таком событии родовичам, отыскивают соблазнителя и заставляют его жениться на обольщенной девушке или заплатить калым. Последнее кажется для родителей важнее самой чести и замужества их дочери».

Реальная брачная практика селькупов в XIX – начале XX в. характеризовалась преобладанием моногамных норм. Полигиния (многоженство) хотя и не преследовалась обществом, но и не получила сколько-нибудь широкого распространения (заметим, что селькупское общество не располагало для этого и человеческими ресурсами – количество репродуктивного возраста было постоянно на 8 – 10 % меньше числа мужчин).

Брак с уплатой калыма

Основной формой брака у селькупов того времени являлся брак с уплатой калыма (uten). Не случайно именно это, прежде всего, бросалось в глаза авторам XIX в. «Брак есть у них чистая покупка жены», – писал М.Ф. Кривошапкин о северных селькупах.

Размер платы за невесту (как и сам выбор девушки) зависел не только от её личных достоинств, но и от социально-имущественного положения её семьи: «Раньше кто плохо живет, ему [невесту] не отдавали. Кто хорошо живет, отдавали за тех, кто живет хорошо». Наименьший калым уплачивали за сирот, оставшихся без родных.

Кроме калыма семье невесты обязательно подносились подарки, состоящие обычно из «мануфактуры» (отрезов бархатной и хлопчатобумажной ткани), платьев, рубашек, шкур пушных зверей, связок бус. К ткани иногда привязывали деньги. Подарки выбирались таким образом, чтобы среди них явственно выделялись вещи, предназначенные невесте, её отцу и матери. В случае удачного завершения сватовства жених подносил матери невесты особый подарок – шаль или платок. Кроме того, если в дальнейшем оказывалось, что невеста не имела добрачных связей, жених, по некоторым сведениям, обязан был внести её родителям дополнительную плату.

Брак «убегом»

Наряду с традиционным (калымным) браком у селькупов в конце XIX – начале XX в. появились (частью были заимствованы) иные формы заключения брака: «убегом» и со свободным выбором партнера.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Успе́нский пеще́рный монасты́рь
(Свято-Успенский монастырь) — православный монастырь в Крыму. Расположен в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. Подчиняется Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной ...

Церковь святой Софии
Еще в византийскую эпоху, предположительно в VIII-IX веках, была возведена скальная церковь св. Софии, ставшая главной святыней городища. Она просуществовала, как и почти все церкви этого региона, до ...

Горно-металлургический комплекс Украины. Центры горно - рудных и мет. комбинатов респ. Основные статьи экспорта
Горно-металлургич комплекс представляет собой базовую отрасль экономики Украины, объединяющую около 300 предприятий. предприятия черной и цветной металлургии производят 29, 9%промышленной продукции с ...