Заключение
Итак, сделанный мной, краткий обзор материалов по крестьянской пище лишь подтверждает главную и уже высказанную мысль о том, что в условиях суровой природы с коротким земледельческим сезоном работ весь быт, весь уклад жизни великорусского населения Европейской России носил четко выраженный "мобилизационно-кризисный" характер. Такой быт заставлял выбирать и крайне рациональный тип питания. Прежде всего это обилие хлебопекарных изделий, заготовляемых сразу на большой срок, преобладание в пище не скоропортящихся продуктов поварского мастерства (щи, каша, квас), обилие солений (солонина мясная, "коренные" сорта рыбы, то есть "крутого" соления, сушеная, вяленая рыба и т.п.), наконец, большая роль "даров природы" (лесные ягоды, грибы и т.п.). Существенную роль играли и огородные заготовки и заготовки диких поваренных трав (серая листовая капуста, репа, редька, ботвиньи свежие и квашеные, щавель, сныть и т.д.). В целом рацион пищи был весьма однообразен, хотя в итоге способствовал поддержанию сил и здоровья населения. Конечно, сравнительно небольшой слой зажиточного крестьянства имел более разнообразную пищу, но и она всегда была далека от изысканности.
Особый интерес с историко-этнографической точки зрения представляют, имеющиеся почти у каждого народа специфические виды пищи и специальные блюда, праздничные или ритуального назначения. Одни из них могут быть приготовлены по случаю любого праздника или торжественной трапезы в виду присутствия почетных гостей и т.д. Другие четко приурочены к определенным календарным праздникам или моментам жизненного цикла: таковы новогодние блюда или церемониальные свадебные блюда, или похоронно-поминальные блюда, жертвенная пища и т.д. Специфический интерес этнографов к этим видам пищи обусловлен тем, что иногда среди них встречаются архаичные типы пищи, в повседневной жизни давно вышедшие из употребления. Иногда же, напротив, блюдо, первоначально имевшее ритуальное, знаковое значение, со временем его утрачивает и превращается в праздничное, а затем даже в повседневное.
[1] Арутюнов, С.А. Основные пищевые модели и их локальные варианты у народов России / С.А. Арутюнов // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. – М., 2001 С.10
[2] Этология человека и смежные дисциплины. Современные методы исследований. Под ред. М.Л.Бутовской. М.: Ин-т этнологии и антропологии, 2004. С. 88
[3] Г.Б.Матвеев Об этничности и этнических ценностях материальной, духовной и соционормативной культуры (статья)
4 Рабинович М.Г. Стол горожанина//Очерки материальной культуры русского феодального города. - М., 1988 С.54-56
5 Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса
6 «Домострой» http://www.hrono.info/dokum/domostroi.html
7 Рабинович М.Г. Стол горожанина//Очерки материальной культуры русского феодального города. - М., 1988 С.59-65
8 Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса
9 Рабинович М.Г. Стол горожанина//Очерки материальной культуры русского феодального города. - М., 1988 С. 133-141, 197
10 Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса
11 Арутюнов С.А., Воронина Т.А. Традиционная пища как выражение этнического самосознания.-М., 2001
Другое по теме:
История основания города Боровска
боровск история город Боровск – один из древнейших городов северо- восточной Руси. Основание его относится к далеким временам укрепления окраин Ростово- Суздальского княжества XII-XIII веков. Впервые ...
Что такое семья для итальянца?
По результатам недавнего статистического опроса, более половины итальянцев ответили, что честь семьи, её благополучие для них выше собственных интересов. Если потребуется найти что-то действительно в ...
Характеристика крупных рек Казахстана
В Казахстане насчитывается около 7 тысяч рек, длина которых превышает 10-километровую отметку. Всего же в республике находится более 39 тысяч постоянных и временных водотоков. К числу крупнейших рек ...