Пища и напитки великорусского крестьянства: верования, обряды и обычаи
Изучение различных сторон материальной культуры, ее этнической специфики – одно из важнейших и традиционных направлений отечественной этнографии. Этнография — наука, основным объектом изучения которой являются народы мира. Однако такое представление об исследовательском объекте этнографии установилось далеко не сразу. В прошлом одни ученые считали ее объектом человека, другие — культуру, третьи — общество. Накоплен огромный материал по сельскому жилищу, по народной одежде. На этом фоне исследований в области пищевых традиций издано сравнительно немного.
Пища – это тот элемент материальной культуры, в котором более других сохраняются традиционные черты, с ним более всего связаны представления народа о своей национальной специфике, и в то же время он легче и быстрее других поддается заимствованиям, вариациям, модификациям и новациям.
Этнографический подход к изучению пищи отличается, например, от кулинарного, в частности, тем, что этнографов пища интересует не с точки зрения технологии ее приготовления или сравнительной питательной ценности, а как явление повседневное, связанное с другими аспектами жизни и отражающее взаимоотношения людей, нормы и формы поведения, традиционные для данного общества. Для этнографа важно не только то, что люди едят, но и то, как они это делают, как они, например, рассаживаются за столом, какую утварь и посуду предпочитают, как ее используют. Любая совместная трапеза, будь то семейный обед или обед объединившихся для выполнения трудовой задачи людей или попутчиков, не говоря уж о праздничных застольях, выходящих за рамки повседневности, есть не просто коллективное насыщение. В любом случае это действо с определенным знаковым содержанием, которое подразумевает констатацию того, что собравшиеся принимают и разделяют традиционные для данного этноса этические и эстетические нормы поведения, а следовательно, принадлежат к одной культурной общности и проявляют некоторый минимум благожелательности друг к другу. В случае семейной трапезы или трапезы постоянного рабочего или какого-либо иного коллектива к этому добавляется и признание и утверждение каждого ее участника своей принадлежности к этому коллективу. Особая ситуация создается, когда на трапезе постоянно общающихся между собой людей присутствует гость или когда на трапезу собираются не только члены семьи, но более широкий круг родственников или вообще лиц, состоящих в какой-либо структурной общности. В любом случае трапеза как действо имеет более или менее традиционно соблюдаемый и осознаваемый сценарий с заведомым распределением ролей, с включением определенных знаковых форм поведения. Все это, вместе взятое, составляет общую совокупность этикета, церемониала, этических и эстетических нормативов трапезы.
- Пищевое поведение человека и проблемы антропогенеза
- Особенности традиционной крестьянской пищи
- Главнейшие продукты стола горожанина
- Кушанья
- Напитки
- Обед и ужин
- Праздничная пища
- Обрядовые кушанья и их названия
- Заключение
Другое по теме:
Население. Структура общества
Население Италии составляет около 58 млн. человек. 98% из них - итальянцы. Всё население Италии исторически восходит к различным местным этническим группам, поэтому до сих пор выделяют соответствующи ...
Покорить самого
Завоевав расположение хозяек, сваха уже рисковала быть представленной «самому», и часто глава семейства тоже не мог устоять перед её обаянием. Некоторые свахи становились настоящими членами семейств, ...
Проблемы и перспективы развития экономики Мурманской области
Внешнеэкономические связи области Мурманская область - один из немногих регионов, где Россия имеет общую границу с Европейским Союзом. Приграничное положение области и значительные экспортные возможн ...