Национальные жилища
Страница 4

Мазанки старой постройки снабжали 3-4 небольшими окнами (тэрэзэ) с остекленной одной рамой. Проемы для них оставляли в передней и боковых стенах. Снаружи окна закрывали ставнями (тэрэзэ капкачы). Двери делали одностворчатыми, навешивали на петлях (тупса), снабжали замком (керт), ключом (ачар). Крыльцо (бусага) было открытого типа, а закрытый тип встречался в редкой избе. В избах юртовских татар под навесом крыльца ставили нары для отдыха, когда в знойные дни за духотой и изнурительной жарой невозможно было высидеть.

Внутренняя планировка

Во внутренней планировке зимней мазанки и летней кухни распространенным являлось расположение печи в удалении от стен. При этом она стояла напротив входа, ближе к передней стене и ее устье направлялось к входу. Вместе с тем иногда место печи располагалось в середине глухой боковой стены. В этом случае ее устье ориентировалось в противоположную боковую стену или тоже к входу. Изредка в двухкамерной избе печь помещалась лишь в кухонной половине – в углу напротив входа и в эту же сторону смотрело ее устье. Боковая сторона свода печи была несколько выдвинута через стену в чистую половину для ее обогрева, а очажная часть с котлом находилась в кухне. Такой план избы представляется давним; он, по крайней мере, замечен у кундровских татар в середине XIX в. В избе + сени часто по линии печи имелась перегородка камышовая или дощатая (булем), разделявшая кухонную половину (булмэ).

Вдоль передней стены (тур) помещали широкие деревянные нары (сэке, тахтамбит) высотой 40-45 см. Зачастую имелись и вторые нары вдоль глухой стены или освещенной боковой стены. Традиционность этого предмета обстановки видна из упоминания о нем еще в начале XIX в. В источнике отмечалось, что «вместо лавок сделаны нары, кои служат им вместо стола, лавки и кровати». Обозначение «тохтамбит» было присуще избам татар-карагашей, кундровцев, аналогичное с терминологией лежанки у ногайцев Кумыкской равнины, ногайской степи. Как указывали карагаши, настоящие дощатые нары «сэке» они стали делать в сельских зимних срубных домах, а во временных полуземлянках «землянка, мэзенке» на пастбищах обходились земляными лежанками «тор».

Юрта татар карагашей

Архаичным типом наземного летнего жилища в быту татар-карагашей предстает юрта «тирмэ», «киез ой». В последующее время жительство карагашей в юртах традиционно сохранилось лишь в летних кочевьях в связи с их переходом к оседлости. По документам карагаши получили землю для постоянного пользования вдоль Ахтубы в 1788 г., где и поселились двумя слободами – Сеитовка и Хожетаевка, построив деревянные дома. П.И. Небольсин назвал эти селения «зимовками» и отметил, что дома в них были поставлены русскими плотниками и по русскому образцу. Еще в 1929 г. в Сеитовке можно было встретить целые улицы, где сплошь дома были с забитыми окнами и дверями…». Таким образом, юрта татар-карагашей выступает как передвижное, разборное жилище кочевников, ставившееся на пастбищах «жэйлэу».

Остов «карач ой» собирался из 100 специально обструганных, длиной в2,5 м палок –«ук». Часть их ставили вертикально по кругу через 25-30 см. В одних юртах вначале решетчатый остов «текмэ» обшивали камышом, привязывая веревочками к обрешетке и затем покрывали специальными до 4-х м длины кошмами шурлык или несколькими 2-х метровыми кошмами «тирмэ». По количеству «тирмэ» различали размер юрты: «5,7,10 тирмоле карач ой». В других юртах камыш отсутствовал и стены закрывали лишь кошмами. Их обвязывали вокруг юрты длинными арканами из шерсти курдючных овец (куй жоныннан бау). Остроконечная кровля также покрывалась кошмами «дивер», края которых несколько свисали на стену. В кровле оставлялось отверстие для выхода дыма, которое закрывалось откидной кошмой «тулек». Его открывали и для освещения, а для проветривания приподнимали край кошмы на стене. Дверной проем закрывался двумя откидными войлоками. В середине юрты раскладывался открытый очаг «таган», на котором готовили пищу в котле на треножнике «оч аяк». От входа левая сторона очага считалась женской половиной (казан аяк яны), а правая сторона отводилась сыновьям. Передняя от входа стена «тур» была почетным местом. Земляной пол покрывали циновками, войлоками. Вокруг стен, рядом с «тур» стояли сундуки, с убранными на них в дневное время постельными принадлежностями. Стол накрывался на полу перед почетным местом: ставился низкий столик «куна», внутри которого хранилась чайная посуда. В богатых юртах пользовались несколькими «куна». Ставили на них сундуки с запасами одежды, постели и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Казахские народные праздники
Наурыз 21/22 марта. Совпадает по смыслу и дате со славянками «журавлями» Первый праздник, который берет свое начало еще в доисламской истории казахов, или праздник Весны, приходящийся на день весенне ...

Экономическая и социальная география как подсистема географических наук
Одну из основных "стволовых" ветвей (подсистем) в системе географических наук, по мнению В.Г. Максаковского, образует социально-экономическая география, представляющая общественное направле ...

Астраханская консерватория
В январе 1969 года Совет Министров СССР принял постановление об организации в Астрахани консерватории — восьмой по счету на территории Российской Федерации. На первый взгляд, может показаться неожида ...