Национальные жилища
Страница 5

Сами карагаши сближали свой «карач ой» с войлочной юртой казахов, но указывали на некоторые отличия: у последних она была объемистее и поэтому делалась с большим диаметром деревянного круга чагарак и которая, к тому же, имела округлую кровлю. Юрта по сторонам убирается сундуками. По обе стороны кровати бурдюк из кобыльей кожи и высокие, узенькие кадки для кумыза. По стенам развешаны платья, оружие. Если еще более углубиться в ретроспективу, то в самом начале XIX в. Юрта кочующих летом астраханских ногайцев (очевидно, кундровцев) была гораздо меньшего размера чем калмыцкая, неразборна и перевозилась на телеге (татарская арба), имела низкую высоту, сплеталась из тростника, покрывалась войлоком, снабжалась отверстием для дыма, закрываюшимся «покрышкою». Из приведенных свидетельств вытекает вероятность поэтапной замены типов юрта карагашей – неразборного передвижного – усовершенствованным калмыцким, затем – казахским.

1. В строительном деле астраханских татар проявляется многокомпонентность, не адекватная по типологическим показателям, по времени проявления и «этнической» принадлежности.

2. Определенная часть строительных параметров, возможно, восходит к традициям, присущим в отдаленном прошлом тюркоязычным скотоводческим народам Волго-Уральского региона. В Астраханской степи в них не исключено сочетание приемов устройства жилищ коренного тюркоязычного населения и пришлых групп ногайцев.

3. Строительные показатели степного характера сильнее проявляются у кундровских, карагашских групп, сравнительно недавно перешедших к оседлости. Менее они выражены в быту юртовских ногайцев, как известно, ведущих оседлый образ жизни с XVII в.

4. В рассмотренных явлениях материального быта, какими они сложились к концу XIX – началу XX вв. у ногайских групп населения, многие кочевые черты строительного быта частью стерлись, частью трансформировались, приспосабливаясь к условиям жизни в постоянных зимних селениях.

5. Сильным стимулом к изменению традиционных строительных черт местного ногайского населения послужил приток татар из Среднего Поволжья и Приуралья, внесших вклад в формирование общих показателей в строительстве усадеб и построек в постоянных поселениях.

6. Средневолжские и приуральские татары привнесли с собой строительные традиции, оформившиеся задолго до переселения в условиях земледельческой деятельности. Адаптируясь к экологическим условиям степного края, они многое переняли у местного населения переработали ряд строительных традиций, а от некоторых отказались в целом. Поэтому для их материальной культуры характерно отсутствие крытых токов, риг, мякинников, типов водоподъемных устройств, мельниц, овинов, определенных типов жилищ и т.д.

7. Предположительно можно отметить, что приспособление к степным условиям в среде казанских татар и мишарей несколько облегчалось тем, что и на прежней их родине еще сохранились отдельные явления в обустройстве усадеб, жилых и хозяйственных построек, восходящих к давним их кочевым традициям. Они, привнесенные в степные условия обитания, как бы получили вторичный стимул к обновлению и развитию.

8. В новых условиях жительства, существовавшие ранее между казанскими татарами и мишарями традиционные различия строительной культуры во многом стерлись и приобрели общий характер. В одних случаях превалирующими из них оказались явления, характерные для казанских татар, в других – мишарей. Большей частью былые различия сохранились в терминологии элементов усадеб и построек.

9. Данное единство в строительных компонентах может быть интерпретировано как результат начавшегося уже в то время процесса формирования и консолидации этнически разнородных тюркоязычных народов и их групп (ногайцев + пришлых татар) в этнокультурную целостность под наименованием «астраханские татары». Довольно конкретно эту этнокультурную ситуацию еще в самом начале XIX в. выразил А. Щекатов – автор «Словаря географического российского государства». «Однако находится между ими , - писал он, - немалое число и казанских татар, как городских, так и деревенских…, но всех их вообще в рассуждении домашнего их хозяйства, жилища, нравов, обычаев и вида, можно легко признаться за ногайцев».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Мнения современников
В современном мире бытуют разные мнения относительно роли свахи: Светлана : - Сейчас все сидят в социальных сетях и почти перестали общаться между собой в реальности. Люди меньше стали друг с другом ...

Краткая характеристика природных ресурсов Крыма
Экономическое развитие любой территории во многом основывается на ее ресурсах. Под ресурсами понимают источники получения необходимых для людей материальных и духовных благ, которые можно реализовать ...

Четыре зоны Китай-города
Несмотря на разрушение стены, Китай-город остается особой, изолированной территорией Москвы. Он четко отделяется от остальных районов полукольцом центральных площадей – Ногина, Старой, Новой, Дзержин ...