Национальные жилища
Страница 7

Парадный бархатный тускииз - самое яркое цветное пятно в юрте. Определяет место для почетных гостей. Композиционное решение настенных сырмаков в виде ромбической сетки с повторяющимися элементами орнамента читается как бесконечное движение кругового пространства.

Внутреннее пространство юрты, выверенное по человеческим масштабам, функционально организованное, концентрировало весь предметный мир кочевника.

Обычно левая часть юрты - мужская половина была обозначена вертикально узорного шеста с металлическими крюками, на которых можно было увидеть мужские одежды и принадлежности.

Калмыцкая кибитка

Астраханские калмыки, за сравнительно небольшими исключениями в плоть до начала XX века небыли оседлыми, проживали круглый год в кибитках, или переносных кошемных палатках.

Кибитка представляет собой кошемный цилиндр с диаметром в 6,5м и 2,2м высотой, крышу которого составляет кошемный же конус, сверху несколько закругленный.

Каждая кибитка («кгер») состоит из 2х главных частей: деревянного остова и кошемного покрова к нему.

Деревянный остов состоит из:

1. Решетка «терме»

2. Дверь «удун»

3. Жерди «унины»

4. круглый обод «харачи» с 4мя полуобручами «цагрк’ом»

Решетка «терме» связывается из шестов. на каждую решетку уходит примерно 40 шестов. скрепляются они между собой ремешками, что делает систему шарнирной. благодаря этому решетка легко меняет свой диаметр и складывается полностью при транспортировки

Дверь «удун» в кибитках всегда 2х створчатая. Обе ее половины наглухо прикреплены к косякам, поэтому она перевозиться неразборной. В двери есть специальное приспособление для запора из отверстий и клинышков.

«Унин’ы» это жерди длинной примерно 234см. их верхний конец заострен в тупой клин, а нижний круглый имеет отверстие. Через него продивают шерстяной шнур и завязывают петлей.

«Харачи» - это верхний круг кибитки. Величина его зависит от диаметра кибитки. Круг делается из дерева путем склеивания частей.

На кибитку нужно не менее 12 кошем такие как:

1. 4ре нижние кошмы – «иргебчи»

2. 4ре средние кошмы – «турго»

3. 2ве верхние кошмы – «дебёр»

4. «Ишиге удун» - кошма прикрепляемая над дверью

5. «орке» - Закрывает верх кибитки, но не наглухо. Один конец всегда приводнят в соответствии с направлением солнца.

При установки деревянного остова кибитки и укреплении на нем кошемного покрова требуется значительное количество шерстяных тесем, веревок и шнуров.

По внешнему убранству, по цвету кошемного покрова кибитки делятся на «белые» (цаган кгер) «черные» (хара кгер).

Кошмы для кибитки делаю из овечьей шерсти. Преобладающий цвет овечьей шерсти – рыжий. Белый встречается редко. Поэтому «белые» кибитки встречаються у очень богатых людей, духовенства. «Черные» кибитки простых людей сделаны из серо-рыжих кошем.

Из-за дороговизны кибиток, даже «черных». Основная масса калмыков прибегала к устройству полукибиток. Они были 2х типов:

1. «декгля». Отличие этой полукибитки от хара кгер в том, что она устраивалась без харачи. Унины собирались в пучок.

2. «джолом». Так называемая кошемная палатка. Унин’ы закреплялись на земле. Отсутствует цилиндрический объем.

Для кибиток в Астраханском крае характерна замена кошем на циновки, чаканки. Эти материалы были более доступны.

Жилые здания в Астраханской степи расположены не равномерно. В большинстве случаев летом калмыки жили в кибитках, а зимой перебираются в дома. Что касается архитектуры калмыцких построек, можно отметить черты национальности лишь в отсутствии каких либо наружных деталей, украшений и крыш. В богатых дворах с конца XIX в пошла мода каменные юрты с кошемными харачами. Они использовались как кухни.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Особенности геополитического и экономико-географического положения
По географическому положению Россия - евразийская страна, так как часть ее территории расположена в Европе, часть - в Азии (Сибирь и Дальний Восток), а в целом она занимает пространство (площадью 17, ...

Периодические издания Томска
Первая и долгое время единственная в городе газета «Губернские ведомости» давно уже перестала удовлетворять интересы читающей публики. По указу Святейшего Синода с 1 июля 1880 года стал выходить ежен ...

Социально-экономическое состояние Коломны в 19 веке
В 1803 году Коломну посетил известный поэт, будущий знаменитый историограф Н.М.Карамзин. Свои впечатления от посещения нашего города он изложил в статье «Путешествие вокруг Москвы». О городе он писал ...