Статьи » Город Дербент в X-XII вв.

Город Дербент в X-XII вв.
Страница 2

В X – начале XIII вв. положение правителя Дербента изменилось, эмир стал «первым среди равных». За ним уже не стоял весь могущественный аппарат халифата и авторитет самого халифа, а главное, не было тех крупных военных сил, составлявших основу политического могущества арабского наместника и главный оплот его власти. Дербентские эмиры не имели финансовых возможностей постоянно содержать крупные военные отряды и опирались в основном на своих телохранителей-гуламов, определенное количество вассально зависимых от них феодалов, а иногда и на дружины наемников. В то же время, в отличие от многих других феодальных правителей Кавказа, им пришлось столкнуться с очень сильной в политическом и военном отношении группировкой городской знати, опиравшейся на свое экономическое могущество, традиционные феодальные привилегии и развитые военные организации, характерные для социальной структуры этого крупнейшего пограничного города.

Этот период в истории Дербента характеризовался резким обострением сословных и классовых противоречий внутри дербентского феодального общества, нашедших отражение в ожесточенной борьбе между крупными политическими группировками и в выступлениях городских низов. Наибольшего накала эта борьба достигла в конце Х-ХI вв., когда раисам – крупным представителям городской знати, ярым сторонникам ослабления верховной власти и выразителям центробежных тенденций – удавалось неоднократно изгонять из города эмиров, олицетворявших в дербентском обществе тенденции государственной централизации и феодального абсолютизма. Так, эмир Ахмад б.Абд ал-Малик (939–979 гг.) трижды изгонялся Раисами из Дербента, а его сын, эмир Маймун б.Ахмад б.Абд ал-Малик (976–997 гг.), за 21 год своего правления дважды изгонялся Раисами из города и даже был заключен ими в «правительственное здание» как пленник.

Интересы дербентских эмиров в Х – ХIII в. Более тесно, чем ранее, переплетались с общедагестанскими, и это крупнейшее феодальное владение играло значительную роль в историческом развитии Дагестана. Связанные династическими браками и общими династическими интересами, дербентские эмиры опирались в своей борьбе с ширваншахами и другими противниками на поддержку крупных феодальных правителей Дагестана (Серир, Табасаран, Хайдак, Карах, Шандан). В 968-969 гг. войска эмира Ахмада совместно с жителями Маската разбили отряды Саллара Ибрахима б. Марзубан ад-Делайми, вступившего в Ширван и пытавшегося покорить Дербент. В том же году дербентский «эмир с сарирцами напал на владения Ширваншаха и разграбил их».

Нередко правители феодальных владений Дагестана оказывали помощь дербентским эмирам и в борьбе с внутренними врагами, а властители Дербента, в свою очередь, постоянно вмешивались в дела Серира, Караха, Табасарана, Шандана, Хайдака, «11 июля 1055 года, благодаря посредничеству владетеля Серира дербентцы в пограничную область (т.е. в Дербентский эмират.) эмира Мансура б. Абд ал-Малика», а «в 1064 г. Эмир обратился к соседям за помощью против раисов и много хайдаков и прочих оказали ему содействие» находясь на границе мусульманского мира, дербентские эмиры вынуждены были балансировать между исламскими и немусульманскими феодальными владениями Кавказа путем активных военных действий и политических союзов то с аланами и руссами, то с феодальными правителями Дагестана, сохраняя свою независимость и влияние в регионе. И надо сказать, что Дербенту удавалось довольно удачно сохранять свои позиции одного из крупных феодальных государств Кавказа, играющего активную роль в его истории и оказавшего значительное влияние на социально-экономическое и культурно-политическое развитие этих областей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Инвестиционный климат РСО-Алания
Реализацией инвестиционной политики в республике занимается Министерство инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Северная Осетия-Алания. Основной акцент делается на создание действенного м ...

История реки
Предполагают, что первое упоминание о Волге встречается в трудах древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э.). В рассказе о походе персидского царя Дария на скифов, Геродот сообщает, что Дарий, ...

Древние легенды и современная реальность
Аркаим по-славянски значит город Медведя-Велеса (Арк - медведь). Велес – славянский бог богатства, власти, знаний, внук Единого Бога Славян – Рода. Согласно легенде Аркаим построила славянская богиня ...