Статьи » Город Дербент в X-XII вв.

Город Дербент в X-XII вв.
Страница 3

В середине ХI в. внутренние противоречия и политическая борьба в Дербенте достигли особого накала. В 1043 г. Раисы провозгласили эмиром четырехлетнего Мансура б. Абд ал-Малика, но «на деле правителем от его имени был Раис Абу-л-Фаварис Абд ас-Салам б. Музаффар б. Аглаб». После смерти последнего в 1054 г. Эмир попытался взять власть в свои руки, но потерпел поражение и скрылся из города.

В 1064 г. Эмиру удалось одержать крупную победу над раисами, отколов от них народ Дербента, но позднее, нарушив клятву. Раисы убили эмира и жестоко покарали жителей города. Отсутствие твердой власти и сепаратисткая политика раисов самым неблагоприятным образом отразилась на экономическом и политическом положении Дербента. В 1064 г. «аланы захватили много исламских земель (принадлежавших Дербенту)», а в 1065 году эмир Мансур вынужден был выступить против напавших на Маскут курдов, «чтобы пресечь их беззакония и злоумышления», но был убит раисами. «В ал-Бабе положение стало неустойчивым: то правил в нем Ширваншах и его представители, то власть в нем захватывали раисы».

Ослабленный сословными противоречиями и междоусобной борьбой, Дербент не смог оказать сопротивления сельджукским войскам и в 1068 г., «когда сельджукский султан Алп-Арслан занял Азербайджан, он послал своего хаджиба Сау-Тегина с отрядом регулярных войск в ал-Баб», город был захвачен тюрками. Однако сельджуки не смогли в этот период установить здесь свой твердый контроль «и Сау-Тегин назначил Аглаба б. Али своим заместителемв ал-Бабе, а сам вернулся домой к султану», после чего в городе опять начались междоусобные беспорядки. Этим воспользовался ширваншах, который захватил Дербент и увез с собой в цепях большинство раисов, оставив правителем города своего сына.

В 1068 – 1069 г. разгорелась борьба за обладание Дербентом между правителями Ширвана и Аррана и город неоднократно переходил из рук в руки, что самым пагубным образом сказалось на его развитии. Автор «Тарих ал-Абваб» сообщает, что «от этой борьбы большая часть округи ал-Баба оказалась разрушенной».в 1069 г. сельджуки сделали вторую попытку установить свой контроль в Дербенте и военачальник султана алп-Арслана Йагама «отнял у ширванцев и город, и цитадель», но в 1070 г. после его ухода «народ ал-Баба снова призвал эмира Абд ал-Малика». В 1071 г. жители снова изгнали эмира и сдали город ширваншаху.

В 1075 г. султан пожаловал Дербент Сау-Тегину и город попал под власть сельджуков, а правление местной династии Хашимидов было прервано на довольно длительное время. Однако уже в первой половине XII в. Испанский араб Абу-Хамид ал-Андалуси ал-Гарнати, посетивший Дербент между 1130-11250 гг., называет правителем города местного независимого эмира Сайф ад-Дина Мухаммада б. Халифа ас-Сулами,низба которого позволяет предполагать что он принадлежал к известной арабской династии Хашимидов Суллами, связанных с арабским племенем Сулайм.

Еще более на независимое положение Дербента в этот период указывает сообщение Ибн ал-Азрака, находившегося на службе у грузинского царя Дмитрия и посетившего вместе с ним в 1154 г. Дербент.

В этот период Дербентом правил местный эмир Абу-л-Муззафар, который был женат на дочери царя Дмитрия. Столь близкий родственный союз правителей Дербента и христианской Грузии, авторитет которой на Кавказе в этот период сильно возрос, был бы невозможен без весьма прочного и независимого положения дербентских эмиров в данном регионе, на что недвусмысленно указывал Ибн ал-Азрак. О высоком месте эмиров города в феодальной иерархии правителей Кавказа свидетельствует и одна из од известного ширванского поэта Хакани, посвященная Сейф ад-Дину Арслану Музаффар-и Мухаммаду дара-йи Дербенди (т.е. обладателю Дербента), но с поэтическим намеком на великого ахеменидского царя Дария, которого поэт называет «сардаром», «шахом», «шахиншахом», арабом «по природе и рождению», указывая на происхождение эмира от местной ветви пода Сулайм. Еще в одной касыде Хакани прямо намекает на вражду дербентских эмиров и ширваншахов и на независимость первых. Поэт пишет, что «имея обиду на Ширван, он обратил свой взор на пограничную область (сагр) Счастья».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

История религии и обрядов жителей села
В VII–VIII вв., во время арабских завоеваний, жители Западного Дагестана, в том числе ахвахцы, остаются вне влияния арабов. Начало исламизации Дагестана совпало с миссионерской деятельностью Грузии в ...

Современные тенденции развития экономической географии
Последняя треть XX в. отличается · возросшими масштабами и скоростью технолого-экономического прогресса, · спецификой геополитических процессов (окончание холодной войны, распад биполярного мира), · ...

Воспитание детей
Воспитание и обучение детей, подготовка их к самостоятельной жизни являлись у селькупов главным образом делом семьи. При этом основное внимание уделялось обучению навыкам производственной деятельност ...