Социально-экономическое состояние Коломны в 19 векеСтраница 4
В 1862 году в городе появилась «чугунка», то есть железная дорога. Это была частная линия, связавшая Москву и Саратов. Правление дороги обратилось к городским властям Коломны с просьбой об отводе земли под строительство станции. Трудно сказать, чем руководствовались «отцы города», когда принимали решение по этому вопросу. Но факт отстается фактом: не возражая в принципе против отвода земли, они запросили за нее такую цену, что правление дороги принуждено было отказаться.
Неизвестно, как бы пошло дело дальше, если бы один из участников строительства железной дороги, военный инженер А.Е.Струве, не затеял в том же году строительство литейного завода. Завод должен был наладить производство ферм для железнодорожных мостов. Здесь-то сошлись интересы правления «чугунки» и начинающего предпринимателя. Железная дорога нуждалась в мостах, а будущему заводу нужна была железнодорожная станция.
А.Е.Струве купил участок земли возле села Боброво, принадлежавший местному помещику князю Н.М.Голицыну. На этой земле почти одновременно началось строительство и железнодорожной станции и «струвевского» завода.
Правление железной дороги наказало коломенские власти за неуступчивость. Когда началось регулярное движение поездов, «получилось несуразное положение. Поезда проходили мимо самых городских окон, а садиться приходилось ехать за четыре версты, хоть и по хорошему старинному шоссе, но через пустыри с оврагами, буераками и мостами. Буераки и мосты оказались благоприятными для ночных и даже денных грабителей, и город, по собственному выражению горожан, «взвыл» и стал просить у дороги хоть какого-нибудь вокзала. «Дорога» смилостивилась и выстроила у города станцию с короткими остановками, но выстроила за счет городских пассажиров. И с тех пор билет от Москвы до нашего города в течение многих лет стоил на несколько копеек дороже, чем до более отдаленной станции у завода. Курьез этот прекратился только в девяностых годах, когда заговорили о переходе дороги в казну».
Станция у завода долгое время называлась «Коломна», хотя и находилась от самого города в нескольких верстах. Платформа, выстроенная позднее у самого города, получила название «Ново-Коломна». Со временем это противоречие было устранено. Железнодорожную станцию переименовали в Голутвин, по имени близлежащей слободы у Голутвина монастыря, а платформу в полном соответствии с ее расположением, стали называть просто «Коломна».
Завод Струве быстро набирал обороты. С 1865 года во главе его стояли трое: Аманд Егорович Струве, основатель; его брат, также военный инженер, Густав и московский купец 1-й гильдии А.И.Лессинг. Обязанности между ними распределялись следующим образом: А.Е.Струве - ведущий инженер, Лессинг обеспечивал финансовую поддержку предприятия, а Г.Е.Струве, обнаруживший недюжинные коммерческие способности, возглавил все дело.
Начав с выполнения заказов железной дороги, владельцы завода заглядывали далеко вперед. А.Е.Струве перебрался на постоянное жительство в Петербург. Ему удалось завязать полезные знакомства и через них добиться для Коломенского завода нескольких военных заказов, обеспечивших гарантированную прибыль.
Завод расширил сферу деятельности. Начавшись как литейный и механический, он вскоре превратился в машиностроительный, освоив выпуск железнодорожных вагонов, затем паровозов, а впоследствии и другой продукции. В 1872 году он превратился в акционерное общество. Выпуск акций на 2,8 млн. рублей поддержало правительство, приобретя акций на 0,8 млн. рублей.
Производство паровозов поначалу не заладилось. Чтобы выстоять в конкурентной борьбе, правление акционерного общества во главе с Г.Е.Струве не остановилось перед сомнительными средствами. В 1868 году оно переманило определенную сумму в Боброво управляющего Берлинским заводом фирмы Борзиг - крупнейшей паровозостроительной компании в Европе. После этого выпуск паровозов на Коломенском заводе начал быстро расти. Первый паровоз выпущен в 1869 году, в 1873 году - уже сотый, в 1874 году - двухсотый, в 1879 году - пятисотый и так далее. Одновременно завод налаживает строительство пароходов, сельскохозяйственных машин и другой продукции.
Быстрое расширение производства, оборотистость администрации превратили завод в крупнейшее предприятие Московской губернии, во флагмана подмосковного машиностроения - новой отрасли промышленности, зародившейся в пореформенный период.
Другое по теме:
Роль общины и культура лидерства
Существует один социальный институт, глубоко укорененный у абиссинцев, но не находящий себе соответствия среди других христианских обществ. Это махаббар - религиозное братское сообщество. Большинство ...
Вывод
Таким образом, в период с 1700 по 1800 года освоение Северной Америки происходило в основном на Тихоокеанском побережье севернее Калифорнии, на прибрежных островах, на территории Аляски и район Алеут ...
Население Мурманской области как фактор развития экономики
Демографическая ситуация в Мурманской области. Изучив демографическую ситуацию России, мне стало интересно узнать о состоянии населения Мурманской области. По состоянию на 1 июня 2001 г. численность ...