Статьи » Социально-экономическое развитие Коломны в XVIII-XIX вв. » Социально-экономическое состояние Коломны в 19 веке

Социально-экономическое состояние Коломны в 19 веке
Страница 6

Коломенские коммерсанты, с трудом вписываясь в условия пореформенного периода, во многом уступали капиталистам иностранного происхождения. Между тем именно иностранцы перехватывают у них инициативу в строительстве новых предприятий. В окрестностях села Щурово (оно относилось тогда к Зарайскому уезду Московской губернии) имеются залежи известняка, мергеля, цементной глины. Капиталист из прибалтийских немцев Эмиль Липгарт приобрел здесь участок земли и приступил в 1867 году к строительству цементного завода. В 1870 году завод дал первую продукцию: цемент, известь, алебастр.

В 1893 году швейцарец Карл Абег приобрел в Коломне старую шелковую фабрику Бабаевых, переживавшую трудные времена. Все старое оборудование пошло на слом, и фабрика из шелковой, выпускавшей готовую ткань, превратилась в шелкокрутильную, производящую лишь полуфабрикат. Обновленная фабрика превратилась в одно из самых крупных предприятий города.

К концу столетия в Коломне работало 8 фабрик и заводов, в уезде - 16. Число рабочих в городе составило 1216 человек, в уезде - 16 895 человек. Крупнейшим предприятием являлся Коломенский машиностроительный завод Струве (6820 рабочих). Завод по-прежнему находился на подъеме, увеличивал выпуск продукции и расширял ассортимент. В 1892 году конкурс на лучший проект строительства городской железной дороги (трамвая), объявленный Киевской городской думой, выиграл проект А.Е.Струве. Трамваев тогда в России не строили. И, получив заказ Киевской думы, Коломенский завод выпустил в 1892 году первый русский трамвай. Вагоны городской железной дороги выпускались на заводе много лет. Сегодня дореволюционные трамваи коломенского производства экспонируются в железнодорожных музеях Амстердама, Сан-Франциско и других городов мира.

История фабрично-заводской промышленности неотделима от истории рабочего движения. Развитие капиталистической промышленности на территории нашего края во второй половине прошлого столетия привело к зарождению на фабриках и заводах рабочего движения. Порождалось оно, во-первых, социальным неравенством, а во-вторых, нестабильностью внутреннего положения, ослаблением самодержавной власти и падением ее авторитета. Поводом к первым, стихийным, выступлениям рабочих были, как правило, несправедливые действия заводской администрации: увеличение объема работ без соответствующего повышения заработной платы, сокращение расценок и т.д. На этапе зарождения рабочего движения стачки носили в основном пассивный характер, бастующие предъявляли администрации претензии, а не требования. Иными словами, после каких-либо несправедливых действий заводского начальства рабочие добивались восстановления справедливости, тогда как позднее стачки возникают по инициативе самих рабочих, добивающихся улучшения своего положения, а не провоцируются администрацией, ущемляющей в чем-либо интересы рабочих. В 1879 году бастовало около тысячи рабочих бумагопрядильной и ткацкой фабрики Товарищества Садковской мануфактуры в местечке Садки Колыберовской волости Коломенского уезда. В 1880 году крупная стачка (более 5 тысяч участников) имела место в селе Озеры Горской волости на фабриках Моргуновых и Щербаковых. С этого времени озерские ткачи используют стачки как постоянный метод борьбы за социальную справедливость.

В 1885 году несколько коломенцев участвовали в знаменитой морозовской стачке. А через год в стачечное движение включаются рабочие машиностроительного завода Струве. К концу XIX столетия стачки становятся привычным методом борьбы рабочих на многих предприятиях города и уезда. Однако они не преследуют никаких политических целей. Поэтому почти всегда фабриканты стремились уладить конфликт с бастующими полюбовно, не доводя до крайности. На заводах и фабриках уезда применялись и такие методы борьбы, как подача просьб и претензий, волнения (выражение недовольства действиями властей без прекращения работы) и другие.

Забастовка -событие чрезвычайное, возможное только там и тогда, где и когда иные методы урегулирования трудовых споров не срабатывают. В то время это понимали обе стороны: и рабочие, и предприниматели. Без крайней нужды забастовки не начинались.

Отмена крепостного права, судебная, земская реформы живо обсуждались в образованных слоях общества. Они привели к смене кадров городского и уездного чиновничества. Вместо дореформенных чиновников-ретроградов появляется интеллигентная молодежь, часто с университетскими дипломами и, главное, искренне преданная реформам. Грамотные, увлеченные чиновники новой формации, как правило, становились настоящими профессионалами. Городская реформа 1870 года внесла значительные перемены в структуру городского самоуправления. Прежние городские думы, строившиеся по сословному принципу, превращаются во всесословные учреждения, право выбора в которые получал каждый, кто платил городские налоги. Избирательного права лишались только те, кто не имел недвижимой собственности и, следовательно, не платил налогов в городскую казну. Исполнительным органом думы являлась городская управа, состоявшая из двух-трех человек и возглавлявшаяся председателем управы (он же и председатель думы).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Внутренние воды
В связи с тем, что не только среднегодовые, но и на большинстве территории даже летние температуры в Антарктиде не превышают нуля градусов, осадки там выпадают только в виде снега (дождь — крайне ред ...

Освоение Северной Америки в период с 1725 по 1750 гг.
Северо-западная часть американского континента впервые была открыта и освоена русскими. И первыми, на тогда еще зарождающейся карте этой части американской земли появились русские названия островов. ...

Развитие внешних связей района
Преимущества ЭГП этого района создают удобства для привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения мн ...