Статьи » Социально-экономическое развитие Коломны в XVIII-XIX вв. » Социально-экономическое состояние Коломны в 19 веке

Социально-экономическое состояние Коломны в 19 веке
Страница 6

Коломенские коммерсанты, с трудом вписываясь в условия пореформенного периода, во многом уступали капиталистам иностранного происхождения. Между тем именно иностранцы перехватывают у них инициативу в строительстве новых предприятий. В окрестностях села Щурово (оно относилось тогда к Зарайскому уезду Московской губернии) имеются залежи известняка, мергеля, цементной глины. Капиталист из прибалтийских немцев Эмиль Липгарт приобрел здесь участок земли и приступил в 1867 году к строительству цементного завода. В 1870 году завод дал первую продукцию: цемент, известь, алебастр.

В 1893 году швейцарец Карл Абег приобрел в Коломне старую шелковую фабрику Бабаевых, переживавшую трудные времена. Все старое оборудование пошло на слом, и фабрика из шелковой, выпускавшей готовую ткань, превратилась в шелкокрутильную, производящую лишь полуфабрикат. Обновленная фабрика превратилась в одно из самых крупных предприятий города.

К концу столетия в Коломне работало 8 фабрик и заводов, в уезде - 16. Число рабочих в городе составило 1216 человек, в уезде - 16 895 человек. Крупнейшим предприятием являлся Коломенский машиностроительный завод Струве (6820 рабочих). Завод по-прежнему находился на подъеме, увеличивал выпуск продукции и расширял ассортимент. В 1892 году конкурс на лучший проект строительства городской железной дороги (трамвая), объявленный Киевской городской думой, выиграл проект А.Е.Струве. Трамваев тогда в России не строили. И, получив заказ Киевской думы, Коломенский завод выпустил в 1892 году первый русский трамвай. Вагоны городской железной дороги выпускались на заводе много лет. Сегодня дореволюционные трамваи коломенского производства экспонируются в железнодорожных музеях Амстердама, Сан-Франциско и других городов мира.

История фабрично-заводской промышленности неотделима от истории рабочего движения. Развитие капиталистической промышленности на территории нашего края во второй половине прошлого столетия привело к зарождению на фабриках и заводах рабочего движения. Порождалось оно, во-первых, социальным неравенством, а во-вторых, нестабильностью внутреннего положения, ослаблением самодержавной власти и падением ее авторитета. Поводом к первым, стихийным, выступлениям рабочих были, как правило, несправедливые действия заводской администрации: увеличение объема работ без соответствующего повышения заработной платы, сокращение расценок и т.д. На этапе зарождения рабочего движения стачки носили в основном пассивный характер, бастующие предъявляли администрации претензии, а не требования. Иными словами, после каких-либо несправедливых действий заводского начальства рабочие добивались восстановления справедливости, тогда как позднее стачки возникают по инициативе самих рабочих, добивающихся улучшения своего положения, а не провоцируются администрацией, ущемляющей в чем-либо интересы рабочих. В 1879 году бастовало около тысячи рабочих бумагопрядильной и ткацкой фабрики Товарищества Садковской мануфактуры в местечке Садки Колыберовской волости Коломенского уезда. В 1880 году крупная стачка (более 5 тысяч участников) имела место в селе Озеры Горской волости на фабриках Моргуновых и Щербаковых. С этого времени озерские ткачи используют стачки как постоянный метод борьбы за социальную справедливость.

В 1885 году несколько коломенцев участвовали в знаменитой морозовской стачке. А через год в стачечное движение включаются рабочие машиностроительного завода Струве. К концу XIX столетия стачки становятся привычным методом борьбы рабочих на многих предприятиях города и уезда. Однако они не преследуют никаких политических целей. Поэтому почти всегда фабриканты стремились уладить конфликт с бастующими полюбовно, не доводя до крайности. На заводах и фабриках уезда применялись и такие методы борьбы, как подача просьб и претензий, волнения (выражение недовольства действиями властей без прекращения работы) и другие.

Забастовка -событие чрезвычайное, возможное только там и тогда, где и когда иные методы урегулирования трудовых споров не срабатывают. В то время это понимали обе стороны: и рабочие, и предприниматели. Без крайней нужды забастовки не начинались.

Отмена крепостного права, судебная, земская реформы живо обсуждались в образованных слоях общества. Они привели к смене кадров городского и уездного чиновничества. Вместо дореформенных чиновников-ретроградов появляется интеллигентная молодежь, часто с университетскими дипломами и, главное, искренне преданная реформам. Грамотные, увлеченные чиновники новой формации, как правило, становились настоящими профессионалами. Городская реформа 1870 года внесла значительные перемены в структуру городского самоуправления. Прежние городские думы, строившиеся по сословному принципу, превращаются во всесословные учреждения, право выбора в которые получал каждый, кто платил городские налоги. Избирательного права лишались только те, кто не имел недвижимой собственности и, следовательно, не платил налогов в городскую казну. Исполнительным органом думы являлась городская управа, состоявшая из двух-трех человек и возглавлявшаяся председателем управы (он же и председатель думы).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Схема функционирования экономики региона
В дореформенный период основным звеном организации производства была отрасль. За обеспечение народного хозяйства определенными видами продукции ответственность несло то или иное отраслевое министерст ...

Рекреационные ресурсы Астраханской и Волгоградской областей
1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1 Тема 1-0-0 Площадь Астраханской области составляет … кв.км. R 44 100 £ 42 100 £ 44 000 £ 42 000 2. Задание {{ 2 }} ТЗ 2 Тема 1-0-0 Население Астраханской обл ...

Современные тенденции развития экономической географии
Последняя треть XX в. отличается · возросшими масштабами и скоростью технолого-экономического прогресса, · спецификой геополитических процессов (окончание холодной войны, распад биполярного мира), · ...